08.01.2014
Редакция Naked Science

Коричневый ураган

Бури, грозы и ливни расплавленного песка: бурный климат коричневых карликов.

pia17566_1
©Wikipedia / Автор: Pinaria Caprarius

Коричневые карлики начинают формироваться как настоящие будущие звезды, но не набирают достаточной массы, да так никогда и не «расцветают», оставаясь чем-то вроде гигантских газовых планет. То ли «сверхпланеты», то ли «недозвезды», коричневые карлики ? нечто среднее между двумя мирами. Как у звезд, в их недрах идет термоядерная реакция, но слишком вялая: как и планеты, они никогда не светятся собственным светом. Не то и не другое ? но тем коричневые карлики и интересны.

Новые наблюдения над этими темными объектами канадские и американские астрономы провели с помощью космического телескопа Spitzer, обнаружив, что на большинстве коричневых карликов бушуют мощные и устойчивые ураганы, охватывающие огромные части их поверхности. Примерно такие, как на Юпитере с его Большим красным пятном. Во всяком случае, по мере вращения карликов телескоп сумел разглядеть характерное чередование темных и светлых участков ? видимо, соответствующих чередованию безоблачных областей с облачными.

Результаты этих наблюдений Станимир Мечев (Stanimir Metchev) и его коллеги представили на встрече Американского астрономического общества в Вашингтоне. По мнению ученых, ураганы на коричневых карликах могут сопровождаться и грозами куда более мощными, чем встречаются на Юпитере или на любой другой планете Солнечной системы. Дождей и ливней, правда, здесь не дождаться: на коричневых карликах слишком жарко, и вместо воды «дождь» здесь может состоять из частиц расплавленных силикатов, металлов и солей.

Исследования Мечева и его коллег проведены в рамках научной программы «Погода в других мирах»: с помощью инфракрасного телескопа авторы наблюдали 44 коричневых карлика в процессе вращения за период до 20 часов. Характерные для бурь изменения яркости при этом показали около половины объектов. А если учитывать тот факт, что для обнаружения этих изменений карлик должен вращаться под подходящим углом к наблюдателю, можно сказать, что бури бушуют на большинстве из них, если не на всех.