09.01.2014
Редакция Naked Science

Клей для разбитого сердца

Ученые изобрели суперклей, способный залатать сердечные раны.

heart-patch-repair-140108

Хорошие новости для врачей и пациентов: новый суперклей вскоре должен отбросить в прошлое швы и скобы, до сих пор применяемые в хирургии для зашивания ран на сердце, кишках, или кровеносных сосудах.

Тестовые операции на свиньях показали, что суперклей способен в течение нескольких секунд запечатать раны на сердце, а затем выдержать постоянные биения.

На создание этого медицинского адгезива ученых вдохновили вещества, выделяемые слизнями и улитками, которые позволяют им крепко держаться на любой поверхности. Новый клей соединяет края открытой раны и держит их вместе, пока рана заживает.

©Randal McKenzie

Швы и скобы, до сих пор применяемые во время сложных операций, могут вызвать серьезные проблемы, предупреждает один из авторов изобретения, ассоциированный профессор Джеффри Карп из Гарвардской медицинской школы.

«При каждом прокалывании игла повреждает ткани. Повреждения вызывают и скобы, кроме того, они не могут обеспечить полной изоляции. И еще ? после заживания раны их приходится удалять», ? объясняет Карп.

Чтобы решить эти проблемы, исследователи синтезировали водоотталкивающий полимерный клей, который, с одной стороны, способен очень быстро затвердеть, а с другой ? выдержать постоянную нагрузку из-за биений сердца.

В начальной стадии клей по вязкости напоминает мед. Врач может его намазать на пластырь и налепить на рану или же непосредственно нанести вязкую жидкость на края открытой раны, а затем держать их вместе, пока клей не затвердеет.

Оказавшись на месте, молекулы клея сразу проникают в коллагенные волокна тканей. Затем хирург начинает облучать рану ультрафиолетовым светом, под воздействием которого в клее производятся свободные радикалы, которые быстро соединяют акрилатные группы молекул друг с другом, создавая крепкие цепи. Полученное в результате вещество напоминает резину, притом его молекулы тесно переплетены с коллагенами тканей.

Исследователи обещают, что этот адгезив будет активно использоваться хирургами уже через два года. Работа ученых опубликована в последнем номере журнала Science Translational Medicine.