Китайская угроза — Naked Science

Китайская угроза

Новые штаммы вируса «атипичной пневмонии» способны переноситься летучими мышами.   В 2002 г. на юге Китая появился новый и смертоносный вирус, вызывавший крайне опасное заболевание — атипичную пневмонию, или тяжелый острый респираторный синдром (SARS). Несмотря на экстренные меры, менее чем за год вирус распространился по десяткам стран. Число заболевших составило более 8000 человек, из которых...

6946865058_fa489ea915_b

В 2002 г. на юге Китая появился новый и смертоносный вирус, вызывавший крайне опасное заболевание — атипичную пневмонию, или тяжелый острый респираторный синдром (SARS). Несмотря на экстренные меры, менее чем за год вирус распространился по десяткам стран. Число заболевших составило более 8000 человек, из которых умер каждый десятый. К счастью, вскоре болезнь сошла на нет.

Но успокаиваться рано: недавно в том же Китае у летучих мышей обнаружили очень близкий к SARS вирус, способный инфицировать человеческие клетки. На этот раз один из авторов опасной находки, президент EcoHealth Alliance Питер Дэзак (Peter Daszak) опасается настоящей пандемии.

Летучие мыши давно находились под подозрением в том, что они являются природными носителями этих коронавирусов. Во всяком случае, они точно переносят возбудителей других опасных заболеваний: например, вирус нипах и MERS. Еще в 2005 г. Дэзак с коллегами выявили у представителей трех видов китайских подковоносных летучих мышей следы РНК, которая на 88-92% совпадала с геномом коронавируса SARS. Но тогда находка не так напугала специалистов: вирусу недоставало одного ключевого белка, совершенно необходимого для того, чтобы связаться с поверхностью человеческой клетки. Без него вирус был для людей неопасен.

Однако недавно ученые снова обнаружили РНК этих коронавирусов, выделив ее из фекалий летучих мышей, собранных на том же злополучном юге Китая. Среди 27-ми образцов было выявлено два ранее неизвестных штамма, геном которых не только очень близок к возбудителю SARS, но и содержит тот самый ключевой белок, необходимый для инфицирования человека. Из одного животного удалось даже выделить сами вирусные частицы. А лабораторные эксперименты подтвердили неприятные подозрения: вирус благополучно инфицировал и свиней, и клетки легочных тканей человека.

Все это выглядит особенно неприятно на фоне традиционной охоты на летучих мышей, которая до сих пор практикуется в южном Китае для употребления их в пищу.

Впрочем, некоторые эксперты оценивают ситуацию более спокойно. Майкл Остерхольм (Michael Osterholm), возглавляющий Центр по исследованию инфекционных болезней при Миннесотском университете, замечает, что необходимо разделять возможные и реальные события. Бешенство летучих мышей, например, тоже заражает человеческие клетки в лаборатории, однако в естественных условиях это происходит крайне редко, поскольку для этого мыши необходимо укусить человека.

Вторит Остерхольму и его коллега из Германии Кристиан Дростен (Christian Drosten): «Лабораторные исследования на клеточных культурах — это еще не все. Для начала надо проверить, сможет ли вирус заразить, скажем, примата,» — говорит он.

Пилотируемый космический корабль Crew Dragon приводнился в Атлантическом океане, у побережья Флориды. Это приблизило компанию SpaceX к полноценному вводу нового аппарата в эксплуатацию.