Капуцинов уличили в перенятии победоносных тактик — Naked Science

Капуцинов уличили в перенятии победоносных тактик

Зоологи из США и Германии впервые показали, что дикие капуцины используют социальное научение путем избирательного подражания оптимальным поведенческим схемам.

8164072817_8e01dfebec_k

Социальное научение широко распространено у различных животных, включая млекопитающих и рыб. При этом стратегии такого поведения чрезвычайно вариативны, а их механизм и связь с эволюционными и экологическими факторами изучены недостаточно. Сейчас в качестве базовых рассматриваются модели ошибки согласованности и предвзятости в отношении выгод (pay-off-biased social learning) — их целесообразность подтверждают теоретические и эмпирические данные, полученные, в том числе, в экспериментах на человеке. Предполагается, что ошибка согласованности отвечает требованиям положительного частотозависимого отбора и оптимальна для удаленных групп. Предвзятость в отношении выгод, в свою очередь, располагает к быстрому распространению новых адаптаций.

Однако и социальное научение с помощью конформизма, и уклонение от уплаты обладают недостатками. В частности, без сочетания с более гибкими стратегиями первый может ограничить эволюцию таксонов и привести к вымиранию. Предвзятость в отношении выгод же нередко осложняет рост продуктивности на уровне вида. До сих пор преимущества этих схем поведения не сравнивались для диких животных. Чтобы восполнить пробел, сотрудники Калифорнийского университета в Дейвисе и других учреждений провели полевой эксперимент с обыкновенными капуцинами (Cebus capucinus). Помимо сложной социальной организации, для этих приматов характерна инструментальная деятельность, например спонтанное изготовление орудий труда. Основу их рациона составляют труднодоступные плоды.

Авторы наблюдали за группой из 25 капуцинов, обитающих в заповеднике Reserva Biológica Lomas Barbudal в Коста-Рике. В 2003 году последние мигрировали в неотропическую область, где, в отличие от участков с вечнозелеными лесами, почти не встречается стеркулия безлепестковая (Sterculia apetala). Плоды этого дерева содержат богатые белками и жиром семена и защищены шелухой со жгучими волосками. Пять взрослых особей из целевой группы ранее населяли область с большим количеством S. apetala и, вероятно, обладали навыком быстрого удаления шелухи, обработки семян и поедания ее плодов. Для оценки стратегий научения ученые помещали в ареале группы по два плода. Это позволяло проследить за поведением капуцинов с учетом опыта особей, открывающих незрелые плоды.

Предпочтительные техники добычи семян из плодов в зависимости от времени экспозиции и года рождения (красные треугольники соответствуют наиболее эффектовному способу) / Brendan J. Barrett et al., Proceedings of the Royal Society B, 2017

Освоение обезьянами нового вида деятельности ученые сопоставили с тремя гипотезами: при предвзятости в отношении выгод животные должны обращать больше внимания на наиболее продуктивных особей и выборочно копировать их действия; в случае ошибки согласованности капуцины должны подражать большинству сородичей независимо от продуктивности; наконец, поведение животных изучили на предмет ошибки моделирования (model-biased learning): она предполагает повторение за обладателями специфических адаптивных признаков, например высокого социального статуса (в случае человека речь идет о престиже) или хорошего здоровья. Анализ показал, что научение группы было основано на предвзятости в отношении выгод. Причем процесс занял всего несколько недель.

Первым наиболее эффективную технику (надкусывание клыками с одной стороны челюсти перпендикулярно шву на шелухе) на 18-й день эксперимента продемонстрировал взрослый капуцин, после чего ее переняли 11-летняя самка и семилетний альфа-самец. Вскоре метод испытали все особи, рожденные до 2009 года, тогда как многие молодые приматы, вероятно, из-за сравнительно небольшой и слабой пасти, использовали другие способы, как правило, — надкусывание в произвольных точках. По словам ученых, полученные данные представляют собой первое свидетельство предвзятости в отношении выгод у диких животных. Кроме фундаментального значения для эволюционной биологии, открытие может помочь при подготовке к перемещению популяций в новую среду и реинтродукции.

Статья опубликована в журнале Proceedings of the Royal Society B.

На днях стало известно, что накапливать культурные достижения также способны шимпанзе.