Редакция Naked Science
2 415

Исследователи назвали внутреннее ядро Земли «невозможным»

Геологи из США заявили, что наше представление о внутреннем ядре Земли, вероятно, не соответствует действительности, так как подобный сценарий противоречит законам физики.

Внутреннее ядро нашей планеты является наиболее глубокой ее частью. Сейсмологические наблюдения показывают, что оно представляет собой твердый шар, имеющий радиус приблизительно 1220 км. Это соответствует 70% радиуса Луны. Ученые полагают, что ядро состоит из железо-никелевого сплава и ряда легких элементов. Температуру на границе внутреннего ядра оценивают примерно в 5700 К (5400°C).

В далекой «молодости» нашей планеты ее ядро было полностью жидким. Это порождает целый ряд научных вопросов. Как мы знаем, некоторые жидкости, если в них отсутствуют примеси, микроскопические кристаллики льда или мощные колебания, остаются жидкими при температурах, значительно меньших точки замерзания. Иными словами, если такую жидкость немного взболтать, она замерзнет. Геологи полагают, что похожий процесс имел место приблизительно 4,2 млрд лет назад внутри земного ядра, когда часть его кристаллизовалась.

Сейчас Джеймс ван Орман (James Van Orman) и другие американские геологи провели компьютерное моделирование данного процесса. Расчеты показали, что кристаллизация пород внутреннего ядра нашей планеты имеет значительные отличия от поведения воды и других сверхохлажденных жидкостей. Если его состав был однородным, материя просто не смогла бы охладиться до требуемых температур, при которых станет возможным формирование ядра в нашем нынешнем представлении.

Таким образом, по мнению ученых, остается два варианта: либо ядро планеты полностью замерзло, либо оно до сих пор остается полностью жидким. Между тем ни один из этих сценариев также не является верным, поскольку мы знаем, что планета имеет внутреннее твердое и внешнее жидкое ядро. Разрешить парадокс американские геологи пока не могут. Они предлагают изучить возможность формирования крупного «куска» железа в планетарной мантии с его последующим «утоплением» в ядре. Если же и этот вариант не сработает, придется искать какое-то другое объяснение.

Общая структура планеты Земля / ©wikipedia

Ранее, напомним, другая группа ученых пришла к выводу, что ядро Земли может оказаться не таким железным, как считалось ранее. Новые оценки его плотности говорят в пользу того, что оно на 4–5% может состоять из легких элементов. При этом появление последних пока еще только придется объяснить.

По всему миру от недостатка витамина D3, жизненно необходимого для нормального развития костей, защиты зубов и работы иммунной системы, страдает около миллиарда человек. Теперь у них появится возможность восполнять его недостаток, употребляя в пищу генетически модифицированные помидоры.

Из всего семейства гавиаловых — необычных крокодилов с узкой мордой — до наших дней дожили только два вида, населяющих пресные воды Южной и Юго-Восточной Азии. Однако новый вид крокодила, обнаруженный в Перу, доказывает, что предки этого семейства были морскими животными, способными пересекать океаны.