11.09.2018
Редакция Naked Science

Исследователь настаивает: Плутон — это планета

Согласно новому исследованию астронома из Университета Центральной Флориды, Плутон несправедливо лишили статуса планеты.

mquzr1

В 2006 году Международный астрономический союз установил определение планеты, требующее от нее «расчистки» орбиты: другими словами, планета должна обладать самой мощной гравитационной силой на своей орбите. Так как гравитация Нептуна воздействует на Плутон, а тот, в свою очередь, делит орбиту с замороженным газом и объектами пояса Койпера, следовательно, Плутон не планета. Однако в новом исследовании, опубликованном в журнале Icarus, планетолог из Университета Центральной Флориды Филип Мецгер заявил, что такой стандарт для классификации планет не поддерживается в научной литературе.

Будучи ведущим автором этого исследования, Мецгер изучил научные работы за последние 200 лет и обнаружил только одну публикацию — 1802 года, — использовавшую требование расчистки орбиты для классификации планет, которое было основано на причинах, впоследствии опровергнутых. Он утверждает, что луны вроде Титана (спутник Сатурна) и Европы (спутник Юпитера) ученые по обыкновению называли планетами еще со времен Галилео.

«Определение МАС говорит, что фундаментальный объект планетологии — планета — должен определяться на основании концепции, которую никто в своих исследованиях не использует, — объясняет Мецгер. — Но таким образом они упускают из виду вторую самую интересную планету Солнечной системы».

Плутон / © New Horizons/NASA

Планетолог заявил: анализ источников показал, что реальное разделение между планетами и другими небесными телами, такими как астероиды, появилось в начале 1950-х, когда Джерард Койпер опубликовал работу, определившую разницу по типу формирования тел. Но, как заявляет Мецгер, даже это нельзя считать достаточным для определения такого небесного тела, как планета.

«Мы продемонстрировали, что это ложное историческое утверждение, — говорит соавтор исследования Кирби Руньон из Университета прикладной физики им. Джонса Хопкинса. — Это означает, что применять эти доводы к Плутону неправильно».

Мецгер также утверждает, что определение планеты должно основываться на ее действительных свойствах, нежели на тех, которые могут измениться — как, например, динамика планетарной орбиты. Он считает, что классификацию планет следует выстраивать на том, насколько они крупные и насколько их гравитация позволяет им принимать сферическую форму.

«И это не просто какое-то случайное определение, — объясняет Мецгер. — Оказывается, это важный этап в эволюции планетного тела, так как с его течением, судя по всему, в теле начинается активная геология».

Ученый также напоминает, что на Плутоне есть подземный океан, многослойная атмосфера, органические соединения, следы древних озер и, кроме того, несколько лун.

«Он динамичнее и живее Марса, — уверен ученый. — Единственная планета с более сложной геологией — Земля».