Слишком низкую температуру Плутона объяснили уникальной атмосферой — Naked Science

Слишком низкую температуру Плутона объяснили уникальной атмосферой

Температура поверхности Плутона оказалась ниже, чем ожидали ученые: похоже, дополнительное охлаждение создает уникальная «потеющая» атмосфера карликовой планеты.

pluto0

В 2015 г. зонд New Horizons стал первым аппаратом, который исследовал систему Плутона и его спутников. Одной из обнаруженных им странностей оказалась температура карликовой планеты. Наземные измерения указывали на –173 °С, а вот бортовые инструменты New Horizons продемонстрировали –201 °С. Казалось бы, в этом мало удивительного: орбита Плутона проходит в среднем в 5,9 млрд км от Солнца, в 40 раз дальше Земли, да и гравитации, способной создать расплавленное ядро или удержать атмосферу, здесь явно недостаточно. Однако с чем связано такое заметное расхождение?

Астрофизик из Калифорнийского университета в Санта-Крузе Си Чзан (Xi Zhang) и его коллеги считают, что все дело в легкой «туманной оболочке», повисшей над поверхностью карликовой планеты. В статье, опубликованной журналом Nature, ученые предполагают, что под действием УФ-лучей, долетающих от Солнца, газы разреженной атмосферы Плутона (в основном это метан и азот) вступают в реакции с образованием менее летучих соединений. Их линии в изобилии обнаружили бортовые спектрометры того же зонда New Horizons – это такие вещества как толины, придающие льду красно-бурый цвет.

Точный состав таких «туманных частиц» еще предстоит установить, но, видимо, они образуются в верхних слоях атмосферы, конденсируются в капли и постепенно снижаются. Они эффективно поглощают даже то слабое излучение Солнца, что достигает орбиты Плутона, и рассеивают его в космос, тем самым способствуя дополнительному охлаждению поверхности карликовой планеты. Такую особенность ученые назвали уникальной.

По оценке Чзана и его соавторов, в теплообмене атмосферы Плутона действие этих «туманных частиц» должно быть доминирующим вплоть до высоты 700 км. Действуя примерно так же, как пот, уносящий тепло с поверхности нашей кожи, необычная атмосфера Плутона заставляет его охлаждаться даже сильнее того, что можно ожидать от такого далекого ледяного тела.

На поверхности Ганимеда, самого большого спутника во всей Солнечной системе, обнаружены следы самого большого ударного кратера, диаметр которого достигает 7800 километров.

Исследователи из Сколтеха, МГУ и Института проблем передачи информации имени А.А. Харкевича (ИППИ РАН) исследовали геномы около 200 штаммов бактерий, чтобы установить, без каких белков в составе рибосомы можно обойтись и почему клетка может нормально функционировать и без них.