Искусственная родинка обнаружит рак на ранней стадии — Naked Science

Искусственная родинка обнаружит рак на ранней стадии

В Швейцарии разработали методику выявления нескольких видов рака на ранних стадиях. При подозрительных изменениях модифицированные клетки формируют заметную «родинку» на коже.

В Швейцарской высшей технической школе Цюриха разработали новую методику раннего выявления нескольких типов онкологических заболеваний. Технология основана на работе сети множества взаимосвязанных клеток. Если в организме пациента возникают характерные изменения, сигнал об этом получают особые модифицированные клетки, на коже формируется заметная родинка. Статья о новой технологии опубликована в журнале Science Translational Medicine.

У многих людей явные симптомы онкологических заболеваний проявляются только на развитых стадиях болезни, когда шансы на выздоровление снижаются. Поэтому исследователи постоянно работают над новыми методиками выявления болезни. Для диагностики используют анализ слюны пациента, некоторые виды рака можно обнаружить с помощью анализа мочи.

Новая разработка способна выявлять рак простаты, легких, молочной железы и колоректальный рак. Сеть модифицированных клеток «ищет» онкологию по характерному признаку — гиперкальциемии, то есть повышению концентрации кальция в крови. Это повышение активирует кальций-чувствительный рецептор (CASR), который регулирует уровень кальция в организме. Если уровень элемента превышает верхний порог нормы в течение долгого времени, биосенсор запускает несколько сигнальных каскадов — серий идущих друг за другом химических реакций. Они приводят к синтезу тирозиназы, а этот медьсодержащий фермент способствует выделению темного пигмента меланина в специально подготовленных клетках. После этого на коже пациента появляется хорошо различимая «родинка». Метод успешно испытали на свиньях.

Схема работы технологии / © Tastanova et al., Science Translational Medicine

Разработчики поясняют: поскольку технология улавливает изменения, характерные для ранних стадий болезни, проявление темного пятна — не повод для паники. Увидев «родинку», пациент сможет вовремя обратиться к врачу и пройти диагностику традиционными методами. Ученые указывают: раннее выявление принципиально важно для лечения онкологических заболеваний. Например, на первых стадиях рака молочной железы шанс полностью выздороветь есть у 98% женщин, а на поздней — лишь у 25%.

У нового метода есть ограничение. Модифицированные клетки, заключенные в специальные капсулы, могут работать под кожей человека около года, потом тест-систему нужно менять. Ученые надеются со временем сделать более долговечный прототип.

Ранее в США начали разработку жевательной резинки, способной указывать на изменения состава слюны, характерные для больных онкологией.