27.02.2017
Редакция Naked Science

Ибупрофен уличили в способности лечить сепсис

Американские ученые показали, что ряд нестероидных противовоспалительных препаратов (НПВП) могут предотвращать сепсис. Результаты работы опубликованы в журнале Cell Chemical Biology.

ibuprofen-3544

Нестероидные противовоспалительные препараты представляют собой группу лекарственных средств, обладающих жаропонижающим и обезболивающим эффектом. Работа большинства таких препаратов основана на подавлении двух изоформ фермента циклооксигеназы (ЦОГ-1 и -2), отвечающего за выработку физиологически активных веществ, которые участвуют в реакции воспаления. Прошлые работы показали, что ряд таких НПВП могут иметь побочные эффекты, в частности повышать риск инсульта и инфаркта.

В новой работе ученые из Колорадского университета в Боулдере проанализировали рынок медикаментов на предмет перспективных способов лечения сепсиса — системной воспалительной реакции из-за попадания в кровь возбудителя инфекции. Для этого они изучили 1280 ингибиторов каспаз (ферментов, участвующих в процессах некроза), одобренных к применению Управлением по санитарному надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов (FDA) США. Результаты показали, что из 27 наиболее эффективных препаратов половина, в частности аспирин и ибупрофен, относится к НПВП.

Затем авторы провели биохимический анализ выделенных НПВП, а также испытали их на нематодах. Согласно итогам эксперимента, ингибиторы каспаз позволили ограничить смоделированную клеточную гибель. По мнению ученых, пока речи о применении НПВП в лечении сепсиса речь не идет, поскольку их безопасная доза неизвестна. В будущем ученые намерены проверить возможность сочетания ингибиторов каспаз с препаратами, мишенью которых является иммунные толл-подобный рецептор 4 (TLR4): ранее последние оказались недостаточно эффективны в рамках клинических исследований.