Эксперты о квантовых компьютерах
06.04.2017
Редакция Naked Science

Гоминиды распознали заблуждения человека

Исследователи из Великобритании, Германии и США показали, что большие человекообразные обезьяны обладают базовой способностью к осознанию ложных убеждений и могут использовать ее в рамках социальных взаимодействий.

71409-large-planet-of-the-apes-blu-ray10

Ключевым признаком социального познания выступает восприимчивость к ложным убеждениям окружающих. Эта способность описывается моделью психики (theory of mind), которая была сформулирована в 1978 году и заключается в понимании того, что наблюдаемый индивид может иметь верования, отличные от верований наблюдателя, и возможности действовать в соответствии с таким пониманием. Считается, что представление о чужом сознании отличает человека от других гоминидов (Hominidae): так, детям оно подвластно уже в возрасте двух лет. Выяснить это удалось с помощью упрощенной версии теста: после того, как игрушку прятали в разных местах, детям задавали тренировочные вопросы и только затем просили предположить, где, по их мнению, кукла будет ее искать.

Между тем в 2016 году другая группа ученых, используя невербальную версию теста, выяснила, что шимпанзе (Pan troglodytes), орангутаны (Pongo abeli) и бонобо (Pan paniscus) также могут предсказывать (направлением взгляда) место, где актер будет искать спрятанный камень. Исходя из этого группа предположила, что человекообразным обезьянам доступна концепция чужого сознания. Однако, по мнению авторов нового исследования, дизайн эксперимента имел недостатки. В частности, работа не учитывала влияние ложных убеждений на поведение животных, которые могли просто чаще смотреть в сторону, где актер видел предмет в последний раз. Кроме того, оно не позволяет оценить способность гоминидов выходить за рамки представлений о верованиях наблюдаемого индивида.

Дизайн нового эксперимента / ©David Buttelmann et al., PLoS ONE, 2017

Сотрудники Института эволюционной антропологии Общества Макса Планка и других учреждений провели два эксперимента, проверив восприимчивость гоминидов к чужому сознанию по их активному поведению. На первом этапе перед животным, находившимся за стеклом, размещали два запираемых на задвижку ящика. Для имитации ложных убеждений ассистент в присутствии ученого помещал в один из ящиков коробку с камнями, запирал, и они уходили. Затем ассистент возвращался и перекладывал объект в другой ящик. Ученый пытался безуспешно отпереть ящик, в котором, по его мнению, находились камни, и передавал ящики обезьяне. Второй эксперимент проводился спустя два-шесть месяцев и содержал этап, на котором ученый не знал, в каком из ящиков находится коробка.

Анализ показал, что в ситуации ложных убеждений гоминиды чаще (76,5 процента случаев) помогали ученому открыть другой, «правильный» ящик, чем в ситуации, когда тот точно знал, где ассистент оставил камни (53,1 процента случаев). Целью второго этапа было исключить риск того, что животное интерпретирует ошибку ученого как незнание: хорошо известно, что обезьяны могут оценивать крайние степени чужой осведомленности. Однако включение нового сценария не изменило соотношения: по сравнению с ситуациями незнания они чаще помогали открывать «правильный» ящик, если ассистент тайно перекладывал коробку. По мнению авторов, это указывает на то, что гоминиды владеют представлением о чужом сознании по меньшей мере на уровне 18-месячных младенцев.

Статья опубликована в журнале PLoS ONE.