Сознание другого оказалось понятно двухлетним детям

Международная группа ученых доказала, что дети в возрасте 2,5 года способны осознавать ложность собственных убеждений. Результаты работы опубликованы в журнале PNAS.

4 113
Выбор редакции

Способность разделять свои и чужие убеждения описывается моделью психики человека, которая была сформулирована психологами Гаем Вудраффом (Guy Woodruff) и Дэвидом Примаком (David Premack) в 1978 году. Наиболее интересным изучение этой способности представляется у детей, поскольку именно в детском возрасте формируется система метарепрезентаций. Предыдущие исследования показали, что эта способность не является врожденной и развивается к четырем годам. Однако ранее стало известно, что разделять убеждения могут и человекообразные обезьяны: бонобо, шимпанзе и орангутаны.

 

Кроме того, изменение метода тестирования модели показало, что дети способны представлять работу чужого сознания уже в два года. Новый метод заключался в том, что ученые отслеживали реакцию детей не по вербальным ответам, а по движениям глаз. В классическом варианте способность к метарепрезентациям тестировалась следующим образом. Ребенку демонстрировали двух кукол, одна из которых (Салли) прятала игрушку и уходила. После этого другая кукла (Энн) прятала игрушку в другом месте и также уходила. С возвращением Салли ребенка спрашивали, где Салли будет искать игрушку.

 

Причины различий в результатах классического и новаторского подхода долгое время оставались неясными. По одной из теорий, прямые вопросы ассистентов требовали от детей обработки большого количества информации. При этом у них недостаточно развит ингибиторный контроль, то есть способность подавлять доминирующие реакции. В результате ребенок указывает на место, где игрушка находится в действительности, — это требует меньше интеллектуальных затрат.

 

Чтобы упростить задачу и снизить объем обрабатываемой информации, авторы нового эксперимента сперва задавали детям в возрасте 2,5 года серию тренировочных вопросов. С их помощью испытуемые учились определять местоположение объекта в зависимости от формулировки вопроса (например, «где игрушка находилась вначале» или «где сейчас находится игрушка»).

 

Анализ показал, что тренировочные вопросы позволяют детям лучше справляться с тестом. В группе проходивших тренировку успешный результат демонстрировали 78 процентов детей. Тогда как среди детей, не обучавшихся определять местоположение, с тестом справились 59 процентов (это незначительно превосходит случайный результат).

 

По мнению ученых, работа подтверждает, что двухлетние дети способны различать собственные и чужие убеждения. Неудовлетворительное выполнение тестов в этом случае связано в большей степени с трудностями при восприятии вопросов от экзаменаторов.

Психология

Naked Science Facebook VK Twitter
4 113
Комментарии
Аватар пользователя Константин Юрич
23 мин
Не стоит особо отчитываться перед этим искренним и...
Аватар пользователя Юлия Ривера
34 мин
Есть Экотехнопарк, где уже сейчас можно испытать...
Аватар пользователя Юлия Ривера
37 мин
А в чем собственно мошенничество? В ОАЭ заказ на...
Комментарии

Быстрый вход

или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии
Вы сообщаете об ошибке в следующем тексте:
Нажмите Отправить ошибку