• Добавить в закладки
  • Facebook
  • Twitter
  • Telegram
  • VK
  • Печать
  • Email
  • Скопировать ссылку
08.11.2016, 15:43
Редакция Naked Science
286

Сознание другого оказалось понятно двухлетним детям

Международная группа ученых доказала, что дети в возрасте 2,5 года способны осознавать ложность собственных убеждений. Результаты работы опубликованы в журнале PNAS.

Способность разделять свои и чужие убеждения описывается моделью психики человека, которая была сформулирована психологами Гаем Вудраффом (Guy Woodruff) и Дэвидом Примаком (David Premack) в 1978 году. Наиболее интересным изучение этой способности представляется у детей, поскольку именно в детском возрасте формируется система метарепрезентаций. Предыдущие исследования показали, что эта способность не является врожденной и развивается к четырем годам. Однако ранее стало известно, что разделять убеждения могут и человекообразные обезьяны: бонобо, шимпанзе и орангутаны.

 

Кроме того, изменение метода тестирования модели показало, что дети способны представлять работу чужого сознания уже в два года. Новый метод заключался в том, что ученые отслеживали реакцию детей не по вербальным ответам, а по движениям глаз. В классическом варианте способность к метарепрезентациям тестировалась следующим образом. Ребенку демонстрировали двух кукол, одна из которых (Салли) прятала игрушку и уходила. После этого другая кукла (Энн) прятала игрушку в другом месте и также уходила. С возвращением Салли ребенка спрашивали, где Салли будет искать игрушку.

 

Причины различий в результатах классического и новаторского подхода долгое время оставались неясными. По одной из теорий, прямые вопросы ассистентов требовали от детей обработки большого количества информации. При этом у них недостаточно развит ингибиторный контроль, то есть способность подавлять доминирующие реакции. В результате ребенок указывает на место, где игрушка находится в действительности, — это требует меньше интеллектуальных затрат.

 

Чтобы упростить задачу и снизить объем обрабатываемой информации, авторы нового эксперимента сперва задавали детям в возрасте 2,5 года серию тренировочных вопросов. С их помощью испытуемые учились определять местоположение объекта в зависимости от формулировки вопроса (например, «где игрушка находилась вначале» или «где сейчас находится игрушка»).

 

Анализ показал, что тренировочные вопросы позволяют детям лучше справляться с тестом. В группе проходивших тренировку успешный результат демонстрировали 78 процентов детей. Тогда как среди детей, не обучавшихся определять местоположение, с тестом справились 59 процентов (это незначительно превосходит случайный результат).

 

По мнению ученых, работа подтверждает, что двухлетние дети способны различать собственные и чужие убеждения. Неудовлетворительное выполнение тестов в этом случае связано в большей степени с трудностями при восприятии вопросов от экзаменаторов.

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl + Enter.
Подписывайтесь на нас в Telegram, Яндекс.Новостях и VK
Предстоящие мероприятия
1 ноября, 12:08
ПНИПУ

В среднем человек зевает от семи до двадцати трех раз в день. Ученые Пермского Политеха рассказали, что происходит в этот момент с организмом, на кого не распространяется «заразительное» действие, как его эффект меняется в зависимости от наличия стресса, головной боли, сонливости и скуки и почему связь зевоты, нехватки воздуха и терморегуляции вторична.

31 октября, 10:59
НИУ ВШЭ

Команда исследователей из России и Великобритании впервые подробно описала, как формировалась и менялась система подготовки переводчиков русского жестового языка (РЖЯ). Это масштабное исследование охватывает период с XIX века до наших дней, раскрывая как достижения, так и проблемы профессиональной среды.

1 ноября, 14:20
Игорь Байдов

Международная группа ученых провела необычный эксперимент. Исследователи взяли образцы фекалий у детей с разными типами темперамента и пересадили их крысам. После этого животные начали вести себя по-разному: те, кто получил микробиоту от активных детей, стали смелее и больше исследовали новое пространство. Это открытие намекает на то, что бактерии, живущие в кишечнике с детства, в какой-то мере способны влиять на формирование личности.

1 ноября, 14:20
Игорь Байдов

Международная группа ученых провела необычный эксперимент. Исследователи взяли образцы фекалий у детей с разными типами темперамента и пересадили их крысам. После этого животные начали вести себя по-разному: те, кто получил микробиоту от активных детей, стали смелее и больше исследовали новое пространство. Это открытие намекает на то, что бактерии, живущие в кишечнике с детства, в какой-то мере способны влиять на формирование личности.

1 ноября, 10:14
Максим

Международная команда ученых обнаружила в море Уэдделла ранее неизвестное место массового гнездования антарктических рыб Lindbergichthys nudifrons. Океанологи зафиксировали скопления более тысячи ухоженных гнезд, расположенных по сложным геометрическим узорам. Коллективное расселение помогает рыбам защищаться от хищников.

1 ноября, 08:50
Любовь С.

Обитающий в полярных районах Северного полушария гренландский кит (Balaena mysticetus) живет более двух столетий и почти не болеет раком. Секрет его долголетия оказался скрыт в клетках соединительной ткани, ответственной за заживление ран: при пониженной температуре в них активируется особый белок, усиливающий восстановление поврежденной ДНК.

25 октября, 10:40
Любовь С.

Проанализировав данные наблюдений, полученных с помощью наземных обсерваторий за последние два десятилетия, астрономы обнаружили потенциально обитаемый мир — суперземлю Gliese 251 c (GJ 251 с). Планета обращается вокруг красного карлика на расстоянии около 18 световых лет от Земли и считается одним из самых перспективных кандидатов для поисков жизни.

13 октября, 11:10
Илья Гриднев

Согласно новой гипотезе, сознание возникает не только из-за активности нейронов, но и благодаря физическим процессам — электромагнитным полям от движения жидкости в мозге. Эта модель, как и ее предшественники, пока носит теоретический характер, но предлагает нестандартный взгляд на проблему синхронизации работы разных отделов мозга.

24 октября, 14:02
РТУ МИРЭА

В современном доме, насыщенном разнообразной техникой, удлинители стали незаменимым атрибутом, позволяющим обеспечить электропитанием все необходимые устройства. Однако мало кто задумывается, что привычное использование этого аксессуара может нести серьезную угрозу безопасности. По статистике, значительная часть бытовых пожаров происходит из-за неправильной эксплуатации электропроводки и вспомогательных устройств. Какие приборы категорически нельзя подключать через удлинители и почему это может привести к трагическим последствиям, рассказывает профессор кафедры наноэлектроники РТУ МИРЭА, доктор физико-математических наук Алексей Юрасов.

[miniorange_social_login]

Комментарии

Написать комментарий
Подтвердить?
Подтвердить?
Причина отклонения
Подтвердить?
Не получилось опубликовать!

Вы попытались написать запрещенную фразу или вас забанили за частые нарушения.

Понятно
Жалоба отправлена

Мы обязательно проверим комментарий и
при необходимости примем меры.

Спасибо
Аккаунт заблокирован!

Из-за нарушений правил сайта на ваш аккаунт были наложены ограничения. Если это ошибка, напишите нам.

Понятно
Что-то пошло не так!

Наши фильтры обнаружили в ваших действиях признаки накрутки. Отдохните немного и вернитесь к нам позже.

Понятно
Лучшие материалы
Закрыть
Войти
Регистрируясь, вы соглашаетесь с правилами использования сайта и даете согласие на обработку персональных данных.
Ваша заявка получена

Мы скоро изучим заявку и свяжемся с Вами по указанной почте в случае положительного исхода. Спасибо за интерес к проекту.

Понятно