27.07.2017
Редакция Naked Science

Генетики получили ГМ-хризантемы с синими цветками

После долгих лет неудач японским ученым удалось создать ГМ-сорт хризантем с цветами всех оттенков настоящего синего.

blue0

Настоящие синие цветки – редкость в природе, встречаются они лишь у некоторых видов растений. Большинство цветов, которые мы привыкли называть синими, строго говоря, фиолетовые или пурпурные. Несмотря на тысячелетия попыток селекции, получение синих цветов является актуальной задачей до сих пор: например, синие розы удалось создать лишь в 2004 г. с помощью генной модификации.

Дело в том, что оттенки от красного до синего в лепестках растений создаются пигментами антоцианами. Тот или иной цвет цветка возникает в зависимости от набора функциональных групп его антоцианов и от ряда условий внутри самой растительной клетки, так что простой перенос гена нужного антоциана из синего цветка в розовый практически никогда не работает.

Так вышло и у японских ученых из команды Наонобу Ноды (Naonobu Noda), которые использовали ген антоциана из синего колокольчика (Campanula medium), перенеся его в красные хризантемы (Chrysanthemum) и получив в результате пурпурно-фиолетовые цветки. Еще один ген пришлось заимствовать у другого растения с синими цветками, клитории (Clitoria ternatea). Это был ген белка, фермента, который катализирует дополнительную химическую модификацию пигмента и превращение его в дельфинидин – синий антоциан, встречающийся в цветках обычного шпорника (Delphinium).

©Naonobu Noda, NARO

По словам авторов, статью которых публикует журнал Science Advances, они рассчитывали, что подлинно синий цвет потребует дальнейшей работы, но двух генов оказалось достаточно: ГМ-хризантемы дали полноценные тона – от светло-голубого до густо-синего. Теперь их задачей станет доработка уникального сорта цветов, с тем чтобы они не могли размножаться в естественных условиях и не могли случайно распространиться в природе. Затем потребуется пройти процедуру официальной сертификации, лишь затем первые синие хризантемы появятся и в букетах.