Мутация против СПИДа — Naked Science
07.03.2014
Редакция Naked Science

Мутация против СПИДа

Клинические испытания подтвердили эффективность генной терапии против ВИЧ: достаточно с ювелирной точностью отключить один из генов, действующих в иммунных клетках.

acafv

«Это можно назвать первым серьезным прорывом в лечении СПИДа со времен «берлинского пациента» Тимоти Брауна», ? говорит калифорнийский биолог Джон Росси (John Rossi). Он вспоминает известнейший медицинский случай 2008 года, в ходе которого на Брауне была с успехом опробована экспериментальная терапия стволовыми клетками. Ему пересадили гематопоэтические клетки (те, из которых вызревают все разнообразные клетки крови) от донора, имевшего мутацию по гену CCR5. Кодируемый им белок служит основными «воротами» для проникновения ВИЧ в т-лимфоциты человека, и люди, обладающие дефектным CCR5, имеют врожденную устойчивость к ВИЧ. Эту устойчивость Тимоти Браун обрел уже в больнице, и после положенной антивирусной терапии был официально признан излечившимся.

К сожалению, несмотря на это достижение, в борьбе со СПИДом болезнь ведет с подавляющим перевесом. Терапия стволовыми клетками не подходит большинству зараженных ВИЧ. Это тяжелая инвазивная процедура, и риск отторжения донорских клеток остается высоким. Как же сохранить преимущества мутации по CCR5, но добавить их в собственные клетки больного? Международная группа ученых решила внести эту мутацию прямо в них.

Было отобрано 12 добровольцев, больных ВИЧ, постоянно принимавших антиретровирусные средства, чтобы держать инфекцию под контролем. Из крови этих добровольцев были выделены иммунные клетки-лимфоциты, которые и поражает ВИЧ, и обработаны ферментами – «цинковыми пальцами», которые, связываясь с ДНК в заданном участке, регулируют активность соответствующего гена. Выключения CCR5 удалось добиться примерно в четверти имевшихся клеток, после чего их вновь впрыснули больным. Эффект оказался значительным: уровень Т-лимфоцитов в крови пациентов повысился, что говорит о резком снижении способности частиц вируса заражать и разрушать эти клетки.

После этого половине испытуемых отменили прием антиретровирусных препаратов, продолжая следить за содержанием Т-лимфоцитов и вирусных частиц в их крови. Даже при этом уровень ВИЧ рос медленнее обычного, а уровень лимфоцитов оставался высоким несколько недель. Судя по всему, не разрушаясь вирусом, несущие мутацию лимфоциты прекрасно себя чувствовали в организме больного. Никаких побочных эффектов, помимо неприятного запаха, ученые не отметили.