Гендерный «лунный» эксперимент завершился — Naked Science
24.11.2017

Гендерный «лунный» эксперимент завершился

В пятницу участники эксперимента SIRIUS, имитирующего полет на Луну, открыли люки «космического корабля», который был для них домом последние 17 дней. За это время ученые получили большой объем ценной информации.

rian_3230283

Российско-американский эксперимент SIRIUS, стартовавший на территории ИМБП (Института медико-биологических проблем) РАН 7 ноября, завершился. Он стал, пожалуй, одним из самых интересных исследовательских проектов, которые оценивали различные аспекты долговременного пребывания человека в условиях космического корабля. Дело в том, что «лунная» команда состояла из равного количества мужчин и женщин: всего шесть человек. В «Сириусе» участвовали Анна Кикина, Елена Лучицкая, Наталья Лысова, Илья Рукавишников, Марк Серов и Виктор Феттер. Как можно догадаться, одним из самых важных направлений исследования были гендерные отношения.

Данный вопрос крайне важен для такого рода проектов. Дело в том, что еще в конце 90-х провели похожий эксперимент, получивший название «Сфинкс», после которого одна из участниц испытания — канадка Джудит Лапьер — заявила о «сексуальных домогательствах» со стороны одного из участников исследования.

Участники провели 17 суток в герметичном пространстве / ©Сергей Савостьянов

Судя по всему, в этот раз «космическое путешествие» закончилось без каких-либо эксцессов такого рода. Во всяком случае, представитель РКК «Энергия» Марк Серов заявил, что участники эксперимента выполнили программу условного полета без проблем. Имеющиеся трудности, такие как ограниченное количество шампуня, носили, скорее, бытовой характер и не стали препятствием для выполнения миссии.

Во время эксперимента экипаж достиг условной «окололунной орбиты» и осуществил первые виртуальные витки вокруг «Луны». Специально для NASA добровольцы выполнили эксперимент, подразумевающий выбор посадки на спутнике нашей планеты путем визуальной оценки поверхности через виртуальный «иллюминатор».

Эксперимент “Sirius-17”. Второй день / ©YouTube

Одним из важнейших аспектов миссии стало изучение распределения ролей и динамики лидерства, взаимодействия в условиях ограниченного пространства и биохимии «астронавтов». Прошли серию тестов системы, разработанные для психологической поддержки, а также методики, помогающие наилучшим образом распределить пространство в перспективных космических кораблях. Последнее позволит существенно увеличить работоспособность членов экипажей.

В рамках эксперимента SIRIUS была смоделирована нештатная ситуация, предполагающая отсутствие связи с «Землей». Экипаж сам выработал программу действий и адаптировал ее выполнение под изменяющиеся условия.