Мужчины и женщины проведут взаперти 17 суток

Стартовал российско-американский эксперимент SIRIUS, в рамках которого смешанный, состоящий из трех женщин и трех мужчин, экипаж пробудет 17 суток в условиях, имитирующих полет на Луну.

7 ноября состоялся старт изоляционного эксперимента SIRIUS, открывающего целую серию подобных российско-американских экспериментов, которые продлятся до 2021 года. Его проведут на территории ИМБП (Института медико-биологических проблем) РАН. SIRIUS — самый короткий эксперимент серии, его продолжительность составит 17 суток. Все остальные подобного рода исследования займут от нескольких месяцев до одного года.

Согласно проигрываемому сценарию, состоящий из шести человек экипаж направляется к Луне. Основная команда представлена Анной Кикиной, Еленой Лучицкой, Натальей Лысовой, Ильей Рукавишниковым, Марком Серовым и Виктором Феттером. Одной из главных составляющих эксперимента является проверка «гендерного паритета». Ученые хотят выяснить, как именно поведет себя экипаж, состоящий из равного количества мужчин и женщин.

Связь с «Землей» будет, но с пятиминутной задержкой. Иными словами, экипаж не сможет задать вопрос и моментально получить ответ. Интернета в комплексе тоже не будет. Исследователи намерены выяснить, смогут ли люди в таких условиях сами выработать программу действий и применить ее в имитируемых условиях. Участники эксперимента должны будут с умом использовать потенциал своего «корабля» и возможности того или иного отдельно взятого оборудования.

Члены экипажа SIRIUS-17 / ©ГНЦ РФ ИМБП РАН

В ходе эксперимента добровольцы столкнуться с нештатной ситуацией, которая вынудит их работать 38 часов подряд без сна. Участники эксперимента будут решать проблемы, связанные со стыковкой космических аппаратов. Ученые в это время внимательно проследят за реакцией их организма. В частности, специалисты исследуют уровень кортизола в крови, который отражает степень стресса.

Участникам предстоит провести 17 суток в герметичном пространстве / ©Сергей Савостьянов

Несмотря на все трудности, с которыми придется столкнуться экипажу, условия эксперимента нельзя назвать «спартанскими». У каждого добровольца будет индивидуальная каюта, чего, например, нет на МКС. Для уменьшения стресса также предусмотрены оранжерея и специальные технологии виртуальной реальности.

Стоит сказать, что похожий эксперимент провели в ИМБП в 1999-м. Он получил название «Сфинкс». Тогда внимание ученых привлекли проблемы, связанные с кросс-гендерным взаимодействием. Если быть точней, участница эксперимента канадка Джудит Лапьер заявила о «сексуальных домогательствах» со стороны одного из добровольцев. Полученный в результате исследования опыт позволил, в частности, создать кодекс поведения для экипажей МКС.

Аватар пользователя Alexandr Valiulin