Астрономы впервые обнаружили активную тектонику плит вне Земли

Астрономы впервые обнаружили активную тектонику плит вне Земли

Изучив снимки аппарата «Галилео», американские астрономы пришли к выводу, что Европа, спутник Юпитера, обладает активной тектоникой ледяных плит на своей поверхности.

image5(1)

Долгое время считалось, что активная тектоника литосферных плит – уникальное свойство нашей планеты, нигде в Солнечной системе не повторяющееся. Однако новое исследование, проведенное американскими учеными, ставит эту уникальность под сомнение.

В ходе анализа снимков ледяной поверхности юпитерианской Европы, сделанных космическим аппаратом NASA «Галилео», астрономы заметили, что крупный кусок льда между двумя ледяными плитами с течением времени просто пропал.

Ученые пришли к выводу, что, скорее всего, он ушел вглубь ледяной «корки» Европы – точно так же, как куски земной коры погружаются в мантию на стыке литосферных плит в так называемых зонах субдукции.

Эту гипотезу подтверждает и то, что Европа, по словам ученых, обладает одной из самых «молодых» поверхностей в Солнечной системе и претерпевает постоянные трансформации.

Всего ученые изучили 134 тысячи квадратных километров поверхности, а пропавший кусок, по их словам, обладает площадью приблизительно в 20 тысяч.

«Мы предполагаем, что ледяная кора Европы обладает нестабильной, подвижной, состоящей из подобия литосферных плит системой, находящейся над более теплым конвекционным льдом. Таким образом, Европа может быть единственным небесным телом Солнечной системы помимо Земли, которое имеет систему тектонической активности», – говорится в статье ученых, опубликованной в журнале Nature Geoscience.

Европа представляет большой интерес для ученых, так как обладает подледным океаном приблизительно в 100 км глубиной, в котором, вполне вероятно, может существовать жизнь. Это небесное тело обладает чуть меньшими размерами, чем Луна, и является одним их самых перспективных направлений для космических миссий недалекого будущего.

Несмотря на то что трудно найти место на Земле, где воздух был бы «первозданным» и незагрязненным в результате пагубной человеческой деятельности, специалистам из США и Австралии это все же удалось.