30.05.2014, 13:45
Naked Science

Предать или нет: компьютер нашел оптимальную стратегию

Немецкие ученые поставили интересные эксперименты, чтобы выяснить, насколько люди позволяют собой манипулировать и злоупотреблять своим доверием.

extortioners

Приветливый человек – не обязательно желает вам добра. Результаты недавнего исследования подтверждают опасения тех, кто с настороженностью относится к роду людскому.

Дилемма заключенного – одна из самых фундаментальных задач в теории игр, которую часто используют социологи и психологи для исследования межчеловеческого взаимодействия.

Два игрока, ранее незнакомые друг с другом, должны решить: действовать ли им самостоятельно или кооперировать друг с другом. В первом случае, профит каждого будет небольшим, во втором – выиграют оба игрока. Однако наибольший успех ждет того, кто «предаст» доверившегося ему партнера, который останется с пустыми руками.

Если оба игрока встречаются единожды, эгоистичный выбор обычно самый правильный. Однако при игре в несколько раундов сотрудничество приносит обоим игрокам наибольшую пользу. Так, по крайней мере, считалось до сих пор.

Однако американские ученые недавно открыли существование более оптимальной стратегии: сотрудничать лишь для вида, чтобы завоевать доверие другого игрока, а в подходящий момент совершить «предательство» и забрать себе весь выигрыш.

Исследователи из немецкого института эволюционной биологии общества Макса Планка решили проверить новую теоретическую стратегию на практике. В процессе эксперимента испытуемые играли 60 раундов онлайн против неизвестного противника. Добровольцы не догадывались, что их оппонент – компьютерная программа, тестирующая различные игровые стратегии.

Выяснилось, что игрок, злоупотребляющий доверием другого, на самом деле оказывается в выигрыше. Лучшая стратегия для победы, определенная компьютером: предлагать сотрудничество снова и снова, до тех пор, пока выигрыш не окажется достаточно большим, чтобы можно было нанести удар в спину и оставить «партнера» с носом.

По свидетельству ученых, многие участники эксперимента после его окончания испытывали сильную фрустрацию и даже ненависть по отношения к незнакомому противнику.

В утешение можно, однако, добавить, что хотя компьютер и выигрывал у испытуемых, используя подлую стратегию, его выигрыш был бы значительно выше при честной игре.

Единожды обжегшись на доверии, испытуемые отказывались в дальнейшем сотрудничать с «предателем», и постоянно делали эгоистичный выбор.

В конечном итоге, доверие и хорошие отношения между партнерами приносят выгоду обоим при долговременном сотрудничестве.