01.12.2017
Редакция Naked Science

Европейцы откажутся от украинских ракетных двигателей и создадут многоразовый космический корабль

Европейское космическое агентство (ЕКА) выделило 89,7 млн евро для модернизации ракет Vega, предполагающей отказ от эксплуатации украинского ракетного двигателя РД-843. Кроме этого, деньги пойдут на разработку нового многоразового космического аппарата.

artist_s_view_of_vega_vv09_carrying_sentinel-2b

Как сообщило издание Space News, ЕКА выделило 89,7 млн евро на несколько амбициозных космических программ. Эти финансы пойдут на модернизацию ракеты-носителя легкого класса Vega, а также создание многоразового космического корабля Space Rider.

В рамках модернизации ракеты-носителя европейцы хотят отказаться от эксплуатации украинских ракетных двигателей РД-843, производимых предприятием «Южмаш». В данный момент его используют в качестве основного двигателя четвертой ступени Vega. На начало августа 2017 года двигатель успешно использовали для 10 орбитальных запусков.

Ракета-носитель Vega готовится к запуску / ©InFuture

РД-843 является жидкостным ракетным двигателем, работающим на топливной паре несимметричный диметилгидразин (гептил) и тетраоксид диазота. Двигатель рассчитан на пять запусков в полете и способен совершать отклонения до 10 градусов в каждом направлении. Масса РД-843 равна 16,5 кг, тяга составляет 0,25 тс. На двигателе применена камера сгорания от РД-869 для советской межконтинентальной баллистической ракеты Р-36М.

На верхнюю ступень Vega планируют установить немецкий двигатель, работающий на жидком кислороде и жидком метане. За счет этого, как предполагают эксперты, удастся не только улучшить экологические показатели ракеты-носителя, но и повысить ее грузоподъемность до 2300 кг при выводе полезной нагрузки на низкую околоземную орбиту (НОО). В настоящий момент этот показатель составляет 1500–2000 кг.

В самой EKA заявляют, что целью программы является «европеизация того, что не является европейским». В целом, модернизацию ракеты планируют реализовывать в двух направлениях: C (Common) и E (Evolution). В последнем случае количество ступеней хотят уменьшить с четырех до трех. Запуск Vega E намечен на 2024 год. Первый старт Vega C хотят осуществить уже в 2019-м.

Другой источник расходов — новый многоразовый космический корабль Space Rider. В качестве основы для него послужит экспериментальный аппарат IXV (Intermediate eXperimental Vehicle), совершивший первый полет в 2015-м. Первый запуск Space Rider запланировали на 2020-й.

Intermediate eXperimental Vehicle / ©novosti-kosmonavtiki

Ранее, напомним, эксперты американской корпорации Lockheed Martin рассказали про свою идею создать новый космический корабль MADV (Mars Ascent/Descent Vehicle), который можно было бы использовать для полетов на Марс.