04.02.2016
Редакция Naked Science
1 143

Европейские астрономы собираются исследовать спутник Юпитера с помощью зонда-снаряда

Спутник Европа привлекает весьма пристальное внимание ученых, ведь под его толстой ледяной корой, скорее всего, имеется обширный океан воды. А где вода – там, возможно, и жизнь?.. Выяснить этот вопрос может предложенный разработчиками ESA зонд, который пробьет лед на большую глубину.

Untitled1
©Wikipedia / Автор: Cloelia Andronicus

На 2022 год в NASA намечена отправка орбитальной миссии, которая займется изучением спутника Юпитера в непосредственной близости. И недавно, обсуждая эти планы в рамках Группы по исследованию внешних планет Солнечной системы (OPAG), сотрудники NASA проявили большой интерес к предложенному европейскими коллегами дополнению этого проекта – зонду Akon.

Название Akon калькирует греческое слово «дротик»: по легенде Зевс, влюбившись в финикийскую принцессу Европу, подарил ей метательное копье, всегда бившее точно в цель. Так должен сработать и небольшой зонд-снаряд, описание которого британский планетолог Герейнт Джонс (Geraint Jones) представил коллегам на встрече OPAG.

Планируется, что зонд будет представлять собой небольшой 40-сантиметровый снаряд, который стартует с американского орбитального аппарата с высоты 35 км. В полете он сможет проанализировать тончайшую атмосферу спутника с помощью бортовых камер и масс-спектрометра, и, ускорившись с помощью собственных двигателей, столкнется с ледяной поверхностью Европы ровно под прямым углом.

Пробить многокилометровую толщу льда Akon, конечно, не сумеет. Зато он надежно закрепится на его поверхности и сможет провести целый ряд ценных наблюдений. В частности, сейсмодатчики позволят проверить частоту и силу местных «ледотрясений», которые, как считается, то и дело меняют лик спутника. В задней части зонда будет размещаться не слишком мощное коммуникационное оборудование, которое позволит передать собранные данные на орбитальный аппарат для пересылки дальше на Землю. По расчетам Джонса с коллегами, Akon сможет проработать на Европе около недели.

Разработчики уже трудятся над проектом и провели лабораторные тесты, показав, что скорости 340 м/с (лишь немногим быстрее звука) будет достаточно для того, чтобы зонд пробил несколько метров льда, не повредив при этом бортовое оборудование.

Наиболее перспективным местом работы Akon пока что считается область Castalia Macula в районе экватора Европы. Это местная «аномалия», низина, которая выделяется на поверхности спутника необычным красноватым оттенком. Поэтому специалисты считают, что это сравнительно молодая область, усыпанная материалом, не так давно поднятым «ледотрясениями» с глубины. Если это так, то именно здесь могут найтись бесценные свидетельства о том, что происходит в океане Европы глубоко под ее поверхностью, куда мы пока что заглянуть не имеем никакой технической возможности.

Стоит заметить, что такой ударный зонд – лишь один из вариантов участия европейских партнеров в предстоящем проекте NASA. ESA обещает выделить 500 млн евро на свое участие в этой миссии и выдвинуло несколько предложений, которые продолжают рассматриваться специалистами.