18.05.2017
Редакция Naked Science

Эффект Чарли Шина поощрил профилактику ВИЧ

Группа американских исследователей впервые показала, что признание Чарли Шина в инфекционном статусе способствовало проверке населения на ВИЧ.

charliesheen_2-1

ВИЧ — РНК-содержащий вирус, открытый в 1983 году. На ранних стадиях вызываемая им инфекция протекает бессимптомно и без проведения антиретровирусной терапии, спустя 9–15 лет, прогрессирует в синдром приобретенного иммунодефицита (СПИД). Поскольку вакцины от ВИЧ не существует, акцент делается на профилактику путем обязательных анализов крови, в том числе доноров и соискателей при прохождении медкомиссии. Однако многие носители ВИЧ по-прежнему не знают о своем инфекционном статусе. Так, по данным за 2005–2014 годы, только в США диагноз неизвестен 150 тысячам человек. Поэтому ученых интересуют способы привлечения населения к проверкам.

Ранее американские исследователи выяснили, что интерес интернет-пользователей к профилактике ВИЧ значительно вырос после публичного заявления актера Чарли Шина (урожденный Карлос Эстевес) о своей болезни. Тем не менее, несмотря на последующий рост активности СМИ и участие Шина в рекламной кампании контрацептивов, влияние эффекта на эпидемиологическую обстановку оставалось неясным. Чтобы проверить это, специалисты из Университета Южной Калифорнии, маркетинговой компании Bloomberg и других учреждений изучили статистику продаж экспресс-теста OraQuick на антитела ВИЧ (единственного в США) с апреля 2014 по апрель 2016 года (актер признал диагноз в 2015 году).

Динамика продаж экспресс-теста и сравнение показателя со «Всемирным днем борьбы со СПИДом» / ©Jon-Patrick Allem et al., Prevention Science, 2017

Продажи экспресс-теста сопоставлялись с данными Google Trends по ключевым словам «тест» и «ВИЧ» за аналогичный период. Схожим образом авторы провели анализ последствий «Всемирного дня борьбы со СПИДом» в 2014 году и затем сравнили итоги обоих измерений. Результаты показали, что после выступления актера спрос на OraQuick в течение недели увеличился на 95 процентных пунктов и сохранялся на протяжении месяца. Рост показателя был эквивалентен семи «Всемирным дням борьбы со СПИДом»: после праздника продажи теста повысились на 31 процентный пункт, но уже через неделю вновь снизились до прогнозируемых значений. Эффект коррелировал с интернет-активностью пользователей.

По словам ученых, это подтверждает, что знаменитость может обратить внимание населения к проблемам здравоохранения. Стоит отметить, что признание Чарли Шина, в отличие от социальных проектов, не носило скоординированный или коммерческий характер и при этом было основано на личном опыте. Такой подход согласуется с экспериментами прошлых лет: так, еще в 1983 году психолог Крэйг Андерсон (Craig A. Anderson) пришел к выводу, что, по сравнению с абстракциями, конкретные примеры лучше запоминаются и приводят к более глубокой обработке информации. А в 2011 году сотрудники Университета Северной Каролины в Чапел-Хилл выяснили, что эмпатия служит оптимальным мотиватором.

Подробности исследования представлены в журнале Prevention Science.

Ранее американским ученым удалось полностью изолировать ДНК ВИЧ из зараженных животных с помощью технологии редактирования генома CRISPR/Cas9.