Эффект Чарли Шина поощрил профилактику ВИЧ — Naked Science

Эффект Чарли Шина поощрил профилактику ВИЧ

Группа американских исследователей впервые показала, что признание Чарли Шина в инфекционном статусе способствовало проверке населения на ВИЧ.

charliesheen_2-1

ВИЧ — РНК-содержащий вирус, открытый в 1983 году. На ранних стадиях вызываемая им инфекция протекает бессимптомно и без проведения антиретровирусной терапии, спустя 9–15 лет, прогрессирует в синдром приобретенного иммунодефицита (СПИД). Поскольку вакцины от ВИЧ не существует, акцент делается на профилактику путем обязательных анализов крови, в том числе доноров и соискателей при прохождении медкомиссии. Однако многие носители ВИЧ по-прежнему не знают о своем инфекционном статусе. Так, по данным за 2005–2014 годы, только в США диагноз неизвестен 150 тысячам человек. Поэтому ученых интересуют способы привлечения населения к проверкам.

Ранее американские исследователи выяснили, что интерес интернет-пользователей к профилактике ВИЧ значительно вырос после публичного заявления актера Чарли Шина (урожденный Карлос Эстевес) о своей болезни. Тем не менее, несмотря на последующий рост активности СМИ и участие Шина в рекламной кампании контрацептивов, влияние эффекта на эпидемиологическую обстановку оставалось неясным. Чтобы проверить это, специалисты из Университета Южной Калифорнии, маркетинговой компании Bloomberg и других учреждений изучили статистику продаж экспресс-теста OraQuick на антитела ВИЧ (единственного в США) с апреля 2014 по апрель 2016 года (актер признал диагноз в 2015 году).

Динамика продаж экспресс-теста и сравнение показателя со «Всемирным днем борьбы со СПИДом» / ©Jon-Patrick Allem et al., Prevention Science, 2017

Продажи экспресс-теста сопоставлялись с данными Google Trends по ключевым словам «тест» и «ВИЧ» за аналогичный период. Схожим образом авторы провели анализ последствий «Всемирного дня борьбы со СПИДом» в 2014 году и затем сравнили итоги обоих измерений. Результаты показали, что после выступления актера спрос на OraQuick в течение недели увеличился на 95 процентных пунктов и сохранялся на протяжении месяца. Рост показателя был эквивалентен семи «Всемирным дням борьбы со СПИДом»: после праздника продажи теста повысились на 31 процентный пункт, но уже через неделю вновь снизились до прогнозируемых значений. Эффект коррелировал с интернет-активностью пользователей.

По словам ученых, это подтверждает, что знаменитость может обратить внимание населения к проблемам здравоохранения. Стоит отметить, что признание Чарли Шина, в отличие от социальных проектов, не носило скоординированный или коммерческий характер и при этом было основано на личном опыте. Такой подход согласуется с экспериментами прошлых лет: так, еще в 1983 году психолог Крэйг Андерсон (Craig A. Anderson) пришел к выводу, что, по сравнению с абстракциями, конкретные примеры лучше запоминаются и приводят к более глубокой обработке информации. А в 2011 году сотрудники Университета Северной Каролины в Чапел-Хилл выяснили, что эмпатия служит оптимальным мотиватором.

Подробности исследования представлены в журнале Prevention Science.

Ранее американским ученым удалось полностью изолировать ДНК ВИЧ из зараженных животных с помощью технологии редактирования генома CRISPR/Cas9.

Британцы впервые за долгое время решили переоснастить свой танковый парк, приняв на вооружение условно «новый» основной боевой танк на базе Challenger 2.

Во время нового полета на Красной планете вертолет Ingenuity переместили на новое место. Ранее он всегда возвращался туда, откуда стартовал.