Девятую планету назвали угрозой для Солнечной системы

Если большая, темная и холодная планета действительно существует далеко за орбитами Урана и Нептуна, то в далеком будущем ее притяжение может выбросить и Уран, и Нептун за пределы Солнечной системы.

С момента первых сообщений о возможном существовании на задворках Солнечной системы большой – девятой по счету – планеты астрофизики продолжают раскрывать все новые и новые последствия этого открытия. И хотя саму ее наблюдать пока по-прежнему не удается, ученые уже высказывают предположения о том, как она может выглядеть и что все это значит для самой Солнечной системы.

Судя по результатам новой работы британских астрономов, ничего хорошего это не предвещает: для орбит других восьми планет присутствие девятой может быть опасным. Об этом они рассказывают в статье, которая готовится к публикации в журнале Monthly Notices of the Royal Astronomical Society.

Предполагается, что возможная девятая планета Солнечной системы должна проходить далеко за орбитой Нептуна и быть довольно крупной: вдесятеро тяжелее Земли и вчетверо больше ее по размеру. Совершая полный оборот вокруг Солнца за 10-20 тыс. лет, она может вызывать некоторые наблюдаемые аномалии в движении ледяных комет Пояса Койпера. И хотя само существование девятой планеты остается недоказанным, Димитри Верас (Dimitri Veras) и его коллеги из Уорикского университета смоделировали ее влияние на другие планеты Солнечной системы.

Моделирование охватило большой период времени, вплоть до 7 млрд лет вперед, когда Солнце превратится в красного карлика, а затем – в белого. В процессе оно должно сбросить до половины своей массы и раздуться, поглотив Меркурий, Венеру и даже Землю. Более далекие планеты – Сатурн, Юпитер, Уран и Нептун – выброшенное Солнцем вещество сместит на более далекие орбиты. При этом, по расчетам Вераса и его соавторов, девятая планета останется на своем месте – и ее притяжение станет заметно влиять на внешние планеты, особенно Уран и Нептун.

«Наличие далекой массивной планеты может в корне изменить конечную судьбу Солнечной системы, – говорит Димитри Верас. – Окончательный вариант зависит от точных параметров ее массы и орбиты, если она только существует». В некоторых вариантах, описанных учеными, Уран и Нептун под действием гравитации тяжелой девятой планеты оказываются вовсе выброшенными из Солнечной системы и отправляются в долгое одинокое странствие по Галактике.