Детоксицирующую терапию связали с быстрым старением

Детоксицирующую терапию связали с быстрым старением

Американские ученые пришли к выводу, что активное соединение ацетилцистеина — детоксицирующего препарата — может обладать антивозрастными эффектами в профилактических дозах. Результаты работы опубликованы в Redox Biology.

Ацетилцистеин (NAC) — муколитическое и детоксицирующее средство. Сейчас оно в высоких дозах применяется в рамках экстренной медицинской помощи при тяжелых отравлениях. Активным агентом препарата выступает глутатион — трипептид, который в норме содержится в клетках организма и защищает их от токсичных свободных радикалов.

В новой работе ученые проанализировали механизм детоксикации, в котором задействуется глутатион. Авторы брали пробы гепатоцитов (клеток печени) у молодых и зрелых мышей, после чего обрабатывали клетки менадионом — токсичным соединением. Таким образом они искусственно создавали условия для расходования клетками глутатиона.

Результаты показали, что клетки молодых животных при обработке теряли значительно меньше глутатиона. Так, он не снижался более чем на 35 процентов, тогда как в клетках зрелых мышей в результате воздействия концентрация соединения могла резко сократиться до 10 процентов. При этом предварительная обработка глутатионом уменьшила токсический эффект вдвое.

«Клетки молодых особей оказались гораздо более устойчивы к стрессу, чем зрелых. Но предварительная обработка NAC увеличила уровень глутатиона в клетках зрелых мышей и во многом компенсировала показатель клеточной гибели», — сообщил соавтор работы Тори Хаген (Tory Hagen). Он добавил, что сокращение глутатиона также коррелирует с раком и диабетом у человека.

Помимо рассмотрения глутатиона как средства профилактики старения, авторы предположили, что он может использоваться для нивелирования побочных эффектов ряда препаратов. Детоксицирующие эффекты соединения актуальны, в частности, в химиотерапии. Ацетилцистеин потенциально может назначаться пожилым людям для улучшения метаболизма, считают ученые.