Бриллиантовая Антарктида — Naked Science
18.12.2013
Редакция Naked Science

Бриллиантовая Антарктида

На шестом континенте нашли залежи кимберлита, содержащего алмазы.

6595508557_2e141d49c2_b

Об этом сообщили геологи из Австралийского национального университета в Канберре. Залежи кимберлита ? горной породы, которая содержит алмазы, ? на белом материке обнаружены впервые. До этого породы кимберлита находили на всех континентах, кроме Антарктиды.

Ценная порода располагается в горах Принс-Чарльз на востоке материка. Исследователи оценивают возраст этих пород в 120 млн лет.

Алмазы образуются из углерода в земных недрах при высокой температуре и давлении. На поверхность земли магматическая порода кимберлит выносится вулканическими извержениями. Из нее потом и добывают алмазы. Впрочем, сами алмазы в Антарктиде пока не нашли, а даже если найдут ? нет никакой гарантии, что их можно будет добывать. Технологий, которые позволили бы сделать такую добычу в суровых условиях ледяного континента коммерчески выгодной, пока нет.

Кимберлит

©Flickr/ Mike Beauregard

Но и это не главное. Дело в том, что добыча ископаемых в Антарктиде запрещена Мадридским протоколом 1991 года, который будет действовать до 2041 года, но может быть продлен даже на более длительный срок.

А подписанный в 1959 году Международный договор об Антарктике «заморозил» территориальные претензии на все земли, расположенные южнее 60 градусов южной широты. Поэтому «купол планеты» не принадлежит ни одному из государств, на нем разрешена лишь научная деятельность. А в 2009 году именно Россия выступила против пересмотра этого договора. В 2010 году его продлили еще на 50 лет.

На Антарктиду и ее воды предъявляют претензии многие государства. Это понятно, ведь здесь находятся залежи разных полезных ископаемых. Австралия, Аргентина, Великобритания, Новая Зеландия, Норвегия, Франция и Чили обозначили свои секторы на карте континента. США и Китай открыто не выдвигают территориальных претензий на часть Антарктиды, но при этом вкладывают в ее освоение миллиарды долларов.

В 2012 году Чили заявила о своих претензиях на часть Антарктиды, но они не были удовлетворены.

При этом Фолклендские острова, которые фактически  являются «воротами» в Антарктику, по-прежнему принадлежат Великобритании.