02.02.2017
Редакция Naked Science

Близость хищника сплотила гуппи по расчету

Международная группа ученых впервые показала, что близость хищников может увеличить интенсивность внутригрупповых связей у животных. Результаты работы опубликованы в журнале Scientific Reports.

Известно, что хищники могут влиять на экологию и эволюцию своей добычи. Так, даже угроза нападения способна отразиться на репродуктивной функции, частоте миграции особей и, как следствие, объеме популяции. При этом большинство работ до сих пор были посвящены внутригрупповым конфликтам животных, тогда как связь хищничества с социальным поведением добычи изучена недостаточно.

Чтобы восполнить пробел, ученые из Эксетерского университета и других вузов провели эксперимент с гуппи (Poecilia reticulata). Отличительной чертой этих рыб является склонность к установлению избирательных, но стабильных отношений внутри группы. На первом этапе самок гуппи тестировали на «смелость»: в течение двух недель 240 особей подвергали имитации атаки птицей и оценивали реакцию.

Затем рыб пометили и разделили на 16 популяций таким образом, чтобы общий уровень «смелости» в каждой был идентичен. Популяции поместили в круглые аквариумы рядом с цилиндрическими емкостями, в которых демонстрировалась модель хищника — цихлиды Crenicichla frenata. При каждом появлении последней в аквариумы распылялись вещества, которые гуппи выделяют при ранении.

Результаты показали, что популяции, которые подвергались «нападению», формировали меньшие (на 12 процентных пунктов) подгруппы, чем рыбы, которые оставались в безопасности. При угрозе атаки первые стремились к меньшей избирательности (партнеры чаще выбирались по пространственной близости), но большему разделению ролей: например, одна из рыб всегда выполняла разведку.

Наиболее прочными внутригрупповые связи в популяциях жертв оказались между особями, которые подвергались высокому риску: «смелыми» и крупными. По мнению ученых, эти данные доказывают склонность животных к сплочению перед угрозой нападения. Прочность связей оценивалась в том числе по размеру подгрупп: большие группы не позволяют устанавливать крепкие отношения.

Американские ученые пришли к выводу, что фталаты — синтетические вещества, используемые при производстве игрушек, духов, косметики, одежды и многих пластиковых предметах, могут быть причиной около 100 тысяч смертей каждый год. И это только в США.