20.03.2018
Редакция Naked Science

Биологи идентифицировали феромон термитной королевы

Простой углеводород воспринимается рабочими термитами и солдатами, как знак абсолютной власти, – запах королевы гнезда.

20170627112623

Желтоногие термиты Reticulitermes flavipes – широко распространенные в Северной Америке вредители деревянных построек. Их колонии могут насчитывать до миллионов особей, разделенных на три касты – рабочих, солдат и репродуктивных короля с королевой. Выделяет «элиту» не высокий кабинет и даже не свита, а определенный феромон, на который реагируют особи остальных каст.

«Это первое обнаружение феромона-идентификатора королевы у термитов, – говорит профессор Государственного Университета Северной Каролины Коби Шал (Coby Schal), – и первое вообще для насекомых». Статью его группы публикует журнал Proceedings of the National Academy of Sciences. В самом деле, термиты R. flavipes проводят почти все время в полной темноте, под землей или в древесине. Они практически слепы, и использование химической коммуникации в таких условиях – самый естественный выбор.

Чтобы выделить характерные для королевской касты вещества, ученые анализировали состав экзоскелета разных особей с помощью газовой хроматографии. Это и позволило обнаружить, что генэйкозан присутствует у королев, но не у рабочих, выделяя именно «высшую» касту. Генэйкозан – длинный насыщенный углеводород с цепочкой из 21 атома углерода, и на термитов действовал безотказно.

Пластиковые «манекены» насекомых, слегка смазанные этим веществом, воспринимались R. flavipes как королевы и получали соответствующее «обслуживание». Особенно заметен этот эффект был, если «кукол» дополнительно опрыскивали и другими веществами, соответствующими индивидуальному запаху данной колонии. «Термиты используют двухступенчатый процесс идентификации, – добавляет профессор Шал, – запах колонии подсказывает им, что они находятся в “домашней” обстановке, а генэйкозан – что “королева во дворце”… В колонии все хорошо».