Австралийский мегалит оказался древнейшей обсерваторией — Naked Science

Австралийский мегалит оказался древнейшей обсерваторией

Ученые исследуют круг камней, выложенный аборигенами в Австралии более 10 тыс. лет назад, – возможно, древнейший аналог британского Стоунхенджа, место культа и наблюдения за звездами.

7926532-3x2-940x627

Упорядоченные группы довольно крупных камней – интересная деталь аборигенной культуры – встречаются в Австралии повсеместно, семь из них находятся на территории современной провинции Виктория. Здесь, в 45 км от Мельбурна, расположен и самый известный из них – Вурди Йоуанг. Почти сотня овальных базальтовых мегалитов выстроены круговым сектором диаметром около 50 м. Все они надежно закопаны в почву, а некоторые подпираются еще и камнями поменьше.

Предназначение таких памятников сегодня неизвестно, однако некоторые ученые считают их древнейшими обсерваториями, которые позволяли отслеживать годовое движение звезд по небосклону и вести расчеты для календаря. Об этом в интервью ABC News рассказал исследователь из австралийского Университета Монаша Дуэйн Хэмакер (Duane Hamacher).

По его словам, на расположение камней следует смотреть в контексте окружающего ландшафта, стоя внутри круга и «вписывая» соседние возвышенности в общую структуру. Вместе они и создают полноценную древнюю обсерваторию, не такую впечатляющую, как Стоунхендж, но намного более древнюю. Возраст Вурди Йоуанга оценивается минимум в 7–10 тыс. лет, но команда Хэмакера работает над более точной датировкой памятника, который может стать самой древней «обсерваторией», известной современным историкам. Ученый заявляет, что сооружение мегалита относится к периоду не менее чем 11 тыс. лет назад.

В непосредственной близости от Вурди Йоуанга обнаружились и следы древнейшей сельскохозяйственной деятельности. Так что памятник, возможно, располагался между населенными деревнями, которым мог помогать в следовании за годовым циклом природы.