Астрономы заметили удивительное постоянство солнечных минимумов

Астрономы заметили удивительное постоянство солнечных минимумов

Микроволновое излучение Солнца меняется с каждым новым максимумом активности звезды, но с каждым минимумом возвращается к одному и тому же уровню.

sun0

Обсерватория японского Нагойского университета ведет наблюдения за солнечным излучением в микроволновом диапазоне (на частотах 1, 2, 3,75 и 9,4 ГГц) еще с 1957 г., с небольшим перерывом в 1994 г. А недавно Масуми Шимоджо (Masumi Shimojo) и его коллеги проанализировали массив данных, накопленных за эти 60 лет. Результаты их работы приводятся в статье, опубликованной в The Astrophysical Journal.

За это время Солнце прошло через пять циклов 11-летнего чередования максимумов и минимумов активности и вступило в шестой. В максимумах интенсивность микроволнового излучения была действительно выше, варьируясь от цикла к циклу. Но, к удивлению ученых, во всех пяти измеренных минимумах микроволны опускались к одному и тому же практически одинаковому уровню.

«В астрофизике Солнца длительные, последовательные наблюдения чего-либо, кроме солнечных пятен, – большая редкость, – сказал Масуми Шимоджо в интервью пресс-службе Национальных институтов естественных наук (National Institutes of Natural Sciences, NINS) Японии. – И крайне значимо обнаружение тренда, выходящего за пределы единственного солнечного цикла».

Радиотелескопы непрерывно следят за микроволновым излучением Солнца уже 60 лет. Справа вверху показана динамика его интенсивности и число пятен (белая линия) с течением времени. Внизу – поток излучения Солнца на разных длинах микроволн в периоды минимумов / ©NINS

В самом деле, хотя традиционно основой мониторинга солнечной активности остается наблюдение за числом, размерами и поведением солнечных пятен, микроволны дают не менее надежный способ оценить состояние звезды. Так, новые результаты показывают, что в целом структура верхних слоев ее атмосферы в периоды минимумов активности остается стабильной на протяжении более чем полувека. Это, в свою очередь, может свидетельствовать о стабильности «базового» режима переноса энергии из нижних слоев.