Астрономы: сфера Дайсона не может объяснить странности «звезды Табби» — Naked Science
04.01.2018

Астрономы: сфера Дайсона не может объяснить странности «звезды Табби»

Долговременные наблюдения загадочной «звезды Табби» показали, что ее нерегулярные колебания яркости не могут быть связаны ни с планетой, ни со строительными работами инопланетян.

nasa_tabbys_star_800x600

В 2015 г. Табета Бояджян и ее коллеги исследовали данные наблюдений космического телескопа Kepler и заметили, что известная еще с конца XIX в. звезда KIC 8462852 мерцает непредсказуемо и непостоянно. При этом яркость ее падает не на 1–2 процента, как при обычном транзите планеты на фоне своей звезды, а на 20 и более процентов. Создается впечатление, что ее экранирует некая плотная, но нерегулярная структура.

По разным предположениям, это может быть и кометное облако, и даже гигантский инженерный проект, сфера Дайсона, которую возводит некая инопланетная цивилизация для полного использования энергии своего солнца. Впрочем, недавно Бояджян с соавторами показала, что эта экзотическая гипотеза вряд ли объясняет странности «звезды Табби». Об этом они сообщают в статье, принятой к публикации в The Astrophysical Journal Letters.

Большой общественный интерес к исследованию загадочной звезды KIC 8462852 позволил ученым провести успешную кампанию краудфандинга через онлайн-платформу Kickstarter. Собрав более 100 тыс. долларов, они оплатили наблюдательное время международной системы 0,4-метровых телескопов LCOGT. Еще 200 часов времени авторы получили от владельцев LCOGT бесплатно – в сумме это помогло провести непрерывные наблюдения за звездой в течение целого года.

«Мы надеялись, что нам удастся заметить весь процесс падения яркости в режиме реального времени, чтобы проверить, одинаково ли он развивается для разных длин волн, – объясняет Джейсон Райт (Jason Wright), один из авторов работы. – Если они изменяются почти одинаково, то, видимо, звезду экранирует нечто непрозрачное, вроде плотного диска, планеты, другой звезды или даже крупной космической конструкции».

Однако этого не произошло: за период наблюдений с марта 2016 по декабрь 2017 г. ученые проследили за четырьмя отдельными эпизодами изменения яркости «звезды Табби», а мультиспектральный анализ показал крайнюю неоднородность этого процесса. Иначе говоря, на одних длинах волн яркость падала куда сильнее, чем на других, указывая на частично прозрачный, напоминающий газопылевое облако объект, который экранирует ее.

Впрочем, отвергнув варианты с планетой, сферой Дайсона и т. п., ученые так и не дают ответа на вопрос о природе загадочных, нерегулярных и мощных скачков яркости «звезды Табби». Возможно даже, что ее вообще ничто не экранирует, а мерцание связано с редкими и пока непонятными особенностями самой звезды. Рано или поздно мы узнаем и это.