16.01.2014
Редакция Naked Science

Люди в поисках собратьев

Антенны SETI, сферы Дайсона и следы на Луне: как искать разумных инопланетян.

Любые рассуждения на тему внеземного разума ? это всегда много условий «если». Если они существуют. Если они достаточно развиты. Если обладают разумом. Если «доросли» до цивилизации и технического прогресса. Если пошли примерно тем же путем, что и мы на Земле… Так или иначе, наша планета дает нам пока единственный известный пример жизни, и, не имея никаких точных данных о других, без «если» нам не обойтись.

Но если мы, все-таки, допустим все эти условия, если ? да ? внеземная, высокоразвитая, технологичная жизнь существует и в целом организована так же, как у нас, как же нам, все-таки, ее найти? Пусть у тех существ может не быть двух рук или мягкой кожи, их должны выдать технологии.

Достаточно поднять глаза и взглянуть на Луну. Не обладая собственной геологической активностью, она способна хранить следы внешних воздействий многие миллионы лет. Вспомним, что такая ненадежная вещь, как отпечатки человеческой обуви ? всего несколько за всю историю ? благополучно сохранились с 1969 года и не так давно были сняты американским окололунным зондом Lunar Reconnaissance Orbiter. А уж если здесь ? сотни тысяч или даже десятки миллионов лет назад ? садились тяжелые инопланетные корабли, не говоря уж о возможной базе для наблюдения за Землей, то следы их могут остаться под пылью и по сей день.

След подошвы на Луне

Впрочем, Луной дело не ограничивается. Вполне возможно, какие-нибудь обломки внеземных космических станций, отработавшие свои элементы множество лет назад, или еще целые зонды, продолжающие работать. Не прошло и полувека с начала космической эры, а самые дальние из созданных людьми объектов ? аппараты Pioneer и New Horizons ? уже приблизились к границам Солнечной системы. Что мешает другим цивилизациям изучать нас с помощью таких же зондов? А может ? и пытаться связаться с нами по радио?

Скажем, наша собственная цивилизация уже больше 120 лет использует радиоволны для передачи информации. За ХХ век Земля стала активно «сигнализировать» в радиодиапазоне, и хотя с постепенным доминированием цифровых (в том числе оптических) средств связи значение радио быстро падает, радиосигнал в космос можно подать и намеренно. Такие сигналы человечество отправляло несколько раз ? и почему бы не поступить так же и инопланетянам?..

Увы, работающий уже с 1960-х годов проект SETI, антенны которого пытаются уловить в радиошуме Вселенной признаки чьих-то сигналов, никаких результатов не дал. Некоторые оптимисты полагают, что это и неудивительно: даже если он там есть, искать его столь беспорядочно ? везде одновременно ? просто бесполезно. Поэтому недавно SETI перешел в иной режим работы. Используя новые данные о наличии у звезд подходящих экзопланет, антенны его ведут поиски уже направленно. Правда, пока с той же безрезультатностью.

С 1999 года информация с обсерватории Аресибо поступает для обработки проектом SETI@home, посредством подключённых к Интернету компьютеров добровольцев

©Alessandro Cai

Быть может, проблема не в том, что они не существуют, а в том, что просто не хотят с нами общаться? Но даже такие «молчуны» обязательно проговорятся ? в инфракрасном диапазоне.

Известный физик-теоретик Фримен Дайсон (Freeman Dyson) когда-то предположил, что при достижении определенного уровня технического совершенства любая цивилизация, нуждаясь во все больших объемах энергии, задастся задачей максимально эффективно улавливать и использовать излучение своего светила. Для этого она должна построить сферу, окружающую звезду и поглощающую энергию ее излучения, либо расположить вокруг нее густую сеть спутников. Для наблюдателя со стороны такая «сфера Дайсона», разогретая изнутри, будет выглядеть, как излучающий в инфракрасных лучах шар.

В самом деле, поглощая определенную часть излучения и превращая его в более подходящий вид энергии, сфера Дайсона, в соответствии с принципами термодинамики, не может не терять определенную часть энергии, которая рассеивается в пространстве в виде тепла. Аналогично излучает и нагретый излучением газ в галактиках, но спектр его излучения будет иной.

Оболочка Дайсона, вариант сферы Дайсона, с радиусом в 1 астрономическую единицу