Как ИИ изменит нашу жизнь — в специальном проекте Naked Science!
Перейти
05.09.2018
Редакция Naked Science

Астрономы рассмотрели в облаке пыли крошечную протозвезду

Японские ученые исследовали протозвезду IRAS 15398-3359 массой в сотни раз меньше Солнца.

maxresdefault

Звезда IRAS 15398-3359 неизвестна даже большинству специалистов, и это мало удивительно: она совсем невелика и настолько тускла, что свет ее почти неспособен пробиться сквозь окружающее газопылевое облако. Несколько лет назад команде профессора Токийского университета Йоко Ойя (Yoko Oya) удалось рассмотреть ее с помощью радиотелескопов ALMA, на длине волны около 700 нм, однако полученные снимки плохо поддавались интерпретации.

Лишь теперь в статье, опубликованной в The Astrophysical Journal Letters, Ойя и ее коллеги представили модель, которая описывает эти наблюдения. Судя по всему, IRAS 15398-3359 представляет собой чрезвычайно молодую протозвезду массой всего 0,7 процента от массы Солнца, в облаке вращающегося вокруг еще не поглощенного ею вещества, остатки которого в будущем образуют плотный протопланетный диск.

Протозвезда IRAS 15398-3359 и окружающее ее газопылевое облако / ©Yuki Okoda, The University of Tokyo

«Мы не можем сказать точно, сложится ли этот диск в новую планетную систему, — говорит профессор Йоко Ойя. — Пыль может быть унесена прочь звездным ветром, она может упасть на саму звезду. Но удивительно, насколько быстро это может произойти». В самом деле, поглотив львиную долю окружающего вещества, протозвезда вполне способна вырасти в разы в течение каких-то десятков тысяч лет — по астрономическим меркам, в одно мгновение.

Заметим, что для запуска обычной протон-протонной термоядерной реакции, которая проходит в недрах Солнца и других «взрослых» звезд, масса объекта должна составлять как минимум 7 процентов массы Солнца. С учетом небольших размеров и протозвезды, и ее газопылевого облака она вряд ли когда-нибудь загорится по-настоящему.