Астрономы описали странную орбиту «хвостатой» экзопланеты — Naked Science
19.12.2017

Астрономы описали странную орбиту «хвостатой» экзопланеты

Экзопланета GJ436b может похвастаться гигантским «кометным» хвостом и очень необычной полярной орбитой.

planet0

Планеты образуются из остатков газопылевого облака новорожденной звезды, и их орбиты сохраняют общую с ней плоскость вращения. Так выглядит наша Солнечная система и большинство планетных систем – за некоторыми очень интересными исключениями. Новый пример такой необычной системы описали Винсент Бурье (Vincent Bourrier) и его коллеги из Женевского университета. В статье, опубликованной журналом Nature, астрономы сообщают об исследовании красного карлика Gliese 436 (GJ436), расположенного в 33 световых годах от нас.

GJ436 – это старая, тусклая звезда, у которой еще в 2004 г. была обнаружена планета GJ436b. Имея массу, более чем в 20 раз превышающую земную, она обращается вокруг звезды всего за 2,6 суток. Предполагается, что поверхность планеты покрыта сверхплотным и горячим льдом экзотических кристаллических форм. Он испаряется и под давлением потока частиц звезды образует гигантский хвост, подобный кометному и растянувшийся на полтора десятка млн километров.

Но GJ436b оказалась уникальна не только этим. Швейцарские астрономы показали, что планета движется по крайне необычной орбите, проходящей почти что над полюсами ее звезды. Отличается она и большим эксцентриситетом: если Земля и планеты Солнечной системы движутся по почти что круговым орбитам, то дистанция от GJ436b до звезды с течением местного года меняется в разы.

Стоит заметить, что звезда GJ436 обладает весьма почтенным возрастом в 6 млрд лет. Даже если изначально ее планеты по какой-либо причине имели бы такие необычные и не слишком стабильные орбиты, то они давно бы стабилизировались под действием приливных сил. Орбита GJ436b за это время наверняка бы приняла более равномерный характер. Если этого не произошло, значит, на ее движение повлиял или продолжает влиять другой массивный объект.

Что это за объект, ученые пока не могут сказать: странная орбита хвостатой планеты GJ436b может быть результатом притяжения пролетевшей неподалеку звезды или другой массивной планеты. Она не только нарушила ее движение, но и подтолкнула поближе к звезде, запустив рост внушительного «хвоста» испарений.