Все, что вы хотели знать об ИИ, — в специальном проекте Naked Science!
Перейти
12.02.2018
Редакция Naked Science

Астрономы объяснили вращение Оумуамуа столкновением с другим небесным телом

Первый гость от чужой звезды в Солнечной системе, астероид Оумуамуа пережил мощное столкновение прежде, чем долетел до нас.

asteroid

Необычное вращение астероида Оумуамуа стало результатом столкновения с другим небесным телом, произошедшего до того, как сигарообразный астероид приблизился к Солнечной системе. К такому выводу пришла группа астрономов, проанализировавших движение Оумуамуа. О результатах своей работы ученые рассказывают в статье, опубликованной в журнале Nature Astronomy.

Первый объект, прилетевший в нашу планетную систему от другой звезды, Оумуамуа, был замечен в октябре прошлого года и с тех пор вызывает огромный интерес ученых; его даже успели проверить на предмет того, не является ли он посланием от инопланетян. От других известных небесных тел его отличает и происхождение, и форма: в длину он почти в восемь раз больше, чем в ширину, и чем-то напоминает гигантскую сигару.

Путешествие Оумуамуа через межзвездное пространство длится уже несколько сотен миллионов лет, и некоторую часть этого времени он провел в очень необычном, на первый взгляд хаотичном, вращении. Данные оптической фотометрии, полученные во время максимального приближения Оумуамуа к Земле, позволили астрономам из Университета Квинсленда, Австралия, описать это вращение и сделать вывод о том, что его вызвало.

Подобным образом вращаются некоторые астероиды Солнечной системы, имеющие менее вытянутую форму, и причины такого вращения могут быть различными, отмечают авторы статьи. Среди них – приливные силы, подействовавшие на тело во время близкого прохождения возле массивных планет, ударные воздействия, а также эффект Ярковского-О’Кифа-Радзиевского-Пэддэка (ЯОРП-эффект), возникающий под действием звездной радиации.

Но для Оумуамуа наиболее вероятна только одна из этих причин, а именно, столкновение с другим крупным телом, заключили исследователи.

Сейчас Оумуамуа направляется прочь из Солнечной системы; в мае этого года он выйдет за орбиту Юпитера, а в январе следующего года окажется за орбитой Сатурна. Но и вылетев за орбиту Нептуна, и много позднее он продолжит вращаться так, как делает это сейчас, говорят авторы статьи. Правда, такой характер вращения не сохранится навсегда; в конце концов, собственная масса сделает его движение более равномерным. По расчетам ученых, это «в конце концов» наступит не раньше, чем через миллиард лет. Более точные оценки зависят главным образом от того, есть ли в составе астероида водяной лед (установить это ученым не удалось).

Когда случилось столкновение, придавшее Оуамуамуа вращение, сказать сложно; возможно, это произошло во время формирования планет в системе, откуда Оумуамуа родом, или позже, когда он проходил через пояс каменистых объектов «родной» планетной системы. Статистически более вероятен первый сценарий, однако, чтобы сказать наверняка, нужно иметь качественные фотографии астероида и судить по кратерам, оставшимся после столкновений. Таких изображений у нас нет.