09.06.2017
Редакция Naked Science

Астрономы объяснили появление семи планет системы TRAPPIST-1

Ученые из Нидерландов предложили модель формирования системы TRAPPIST-1 – одного из самых перспективных и близких к нам мест прибежища инопланетной жизни.

trappist

После того как в 40 световых годах от Земли, у звезды TRAPPIST-1 было обнаружено несколько планет, да еще и на теоретически подходящем для жизни расстоянии от светила, к системе приковано огромное внимание. В самом деле, здесь есть сразу семь планет, близких по размерами к нашей, а три из них – в «зоне обитаемости».

Такая картина плохо согласуется с представлениями о «нормальной» планетной системе вроде Солнечной, с ее газовыми и ледяными гигантами. Трудно объяснить и присутствие такого количества довольно крупных каменистых планет в сравнительно компактной области вокруг звезды. Участок газопылевого диска, из которого они сформировались, должен был быть слишком плотным, либо какие-то из них должны были мигрировать с других, более далеких орбит. Но тогда почему они почти одного размера?

Образование этой интересной системы нидерландские астрономы связали с «линией льда», условной границей, преодолев которую, ледяные частицы вокруг звезды начинают таять. Cтатья Криса Ормеля (Chris Ormel) и его коллег из Амстердамского университета принята к публикации в журнале Astronomy & Astrophysics, ее препринт выложен в открытый доступ на сервисе ArXiv.

В новой модели образование TRAPPIST-1 начинается с массовой миграции мелких обломков от внешних областей будущей системы. Состоящие по большей части изо льда, они сближаются с «линией таяния», где подтаивают, теряя часть массы. Продолжая двигаться, они покрываются частицами воды, стаявшей от предыдущих частиц. Это облегчает их слипание вплоть до формирования протопланеты, которая смещается ближе к звезде, на пути собирая еще больше вещества. На ее прежней орбите освобождается пространство для образования следующей планеты и остается достаточно воды для слипания следующих частиц.

Авторы предполагают, что по такой схеме могут развиваться и некоторые другие компактные системы. В ближайшее время они намерены проверить свою гипотезу на компьютерной модели, а затем, возможно, и в наблюдениях. Стоит признать: пока что она звучит слишком уж смело.

Компания Ричарда Брэнсона сдвинула старт коммерческих суборбитальных полетов на четвертый квартал следующего года. Это связано с доработкой оборудования и новыми тестами.

Специалисты из Швейцарии опровергли распространенное мнение о том, что на Венере когда-то плескались океаны.

Сотрудники Высшей школы бизнеса ВШЭ предложили новый метод предсказывать банкротство компаний на основе машинного обучения. Он позволяет использовать по максимуму информацию о финансовом состоянии фирм и показывает более высокие результаты по сравнению с классическими статистическими подходами.