28.01.2014
Редакция Naked Science

Астрономы обнаружили гигантскую космическую «реку» из водорода

В космосе обнаружена огромная «река» из водорода, «впадающая» в центр одной из галактик созвездия Лебедь – NGC 6946, которая удалена от нас на расстояние 22 млн световых лет.

NGC6946_nrao

Американский радиотелескоп GBT открыл огромную космическую «реку» из водорода, которая «впадает» в центр яркой и относительно крупной галактики NGC 6946 в созвездии Лебедя и, вероятно, является причиной интенсивных процессов звездообразования в ней.

– На настоящий момент ученым удалось найти лишь 10% водорода, который мог бы объяснить те процессы, которые происходят в таких галактиках. Большинство астрономов сходилось во мнении, что «реки» из водорода, так называемые холодные потоки, могут быть основным средством «тайной» транспортировки газа между галактиками. Разреженность этого газа мешала его обнаружению, что, однако, нам удалось сделать, – заявил Дэниэл Писано из университета Западной Виргинии в Моргантауне (США).

Так называемая «галактика-фейерверк» NGC 6946, открытая Гершелем в 1789 году и расположенная на границе созвездий Лебедя и Цефея, удалена от нас на расстояние 22 млн световых лет. Эта галактика заинтересовала Писано и его коллег тем, что процесс звездообразования в ней, а также в некоторых других активных «звездных мегаполисах», происходит с необъяснимо большой скоростью. Благодаря высокой мощности и чувствительности радиотелескопа GBT в американской обсерватории Грин-Бэнкс ученым удалось обнаружить поток холодного водорода, который двигался из межгалактического пространства в сторону центра NGC 6946. По мнению ученых, гигантская «река» из водорода, скорее всего, и является причиной того, что светила здесь образуются так быстро.

Откудо берется этот водород – сказать точно ученые пока затрудняются. Возможно, NGC 6946 «ворует» газ у менее массивных галактик, расположенных рядом с ней. Также ученые не исключают, что в прошлом галактика NGC 6946 могла столкнуться с другой галактикой либо пройти рядом с  ней, что, собственно, и привело к образованию потоков газа между ними.