Астрономы наблюдали падение комет на далекую звезду

Космический телескоп Hubble зафиксировал падение экзокомет в атмосферу молодой звезды HD 172555, расположенной в 95 световых годах от Земли.

Ученым доводилось видеть следы далеких экзокомет и прежде, но у HD 172555 они замечены впервые: молодая (около 23 млн лет) звезда окружена довольно плотным газопылевым облаком, которое скрывало их. Вообще HD 172555 стала третьей далекой звездной системой, в которой обнаружены экзокометы – и все они весьма молоды, менее 40 млн лет. Однако это не главное: наблюдение комет, падающих в наше собственное (не такое уж и молодое) Солнце – почти рутинное событие.

«То, что мы видим такие падающие на звезду кометы и в Солнечной системе, и в трех далеких звездных системах, означает, что это вполне обычное дело, – говорит одна из авторов находки, астроном Кэрол Грейди (Carol Grady). – Пик такой активности приходится на ранний, "тинейджерский" возраст звезды. Наблюдая ее, мы можем видеть то, что происходило в те годы с нашей Солнечной системой». Эти процессы крайне интересуют ученых, ведь считается, что именно кометы некогда насытили водой и органикой молодые планеты внутренней части Солнечной системы, в том числе и нашу Землю.

Обнаружить кометы у HD 172555 удалось с помощью архивных данных, собранных спектрографом Европейской южной обсерватории (ESO) HARPS между 2004 и 2011 гг. С учетом этих данных затем были проведены и наблюдения инструментами космического телескопа Hubble, которые позволили заметить в составе падающих в звезду тел не только кальций, но также кремний и углерод, и установить скорость падения – почти 580 тыс. км/ч.

Звезда HD 172555 относится к движущейся группе звезд Беты Живописца, и несколько предыдущих наблюдений экзокомет были также сделаны на участниках этой группы, в том числе и самой Беты Живописца. По мнению астрономов, падение комет на HD 172555 может указывать на наличие в ее системе пока неизвестной планеты-гиганта, притяжение которой нарушает траектории движения комет.