Астрономы наблюдали уничтожающую планеты звезду — Naked Science
22.12.2017

Астрономы наблюдали уничтожающую планеты звезду

Звезда RZ Рыб то и дело затеняется плотным облаком пыли – похоже, что это остатки уничтоженной ею планеты или нескольких.

rzpiscium_430778fa-5e7c-4bad-b570-81b796b5596d-prv

Переменная звезда RZ Рыб (RZ Psc) находится в 550 световых годах и время от времени меняет яркость, резко и непредсказуемо. Ученые связывают эти колебания с плотными газопылевыми облаками – остатками уничтоженной звездой планеты, или даже нескольких. Об этом Кристина Пунци (Kristina Punzi) из Рочестерского технологического института и ее коллеги рассказывают в статье, опубликованной в The Astronomical Journal.

Звезда RZ Psc исключительно молода – всего 30-50 световых лет, – и то и дело мерцает, иногда становясь тусклее вдесятеро на несколько дней. Она излучает намного больше энергии в инфракрасном диапазоне – целых 8 процентов ее общей светимости приходится на ИК-волны – что говорит о наличии вокруг очень плотного и горячего газопылевого облака. Сколь бы ни была молода RZ Psc, но газопылевой диск времен ее формирования должен был исчезнуть за несколько миллионов лет. Откуда же взялось это вещество?

Астрономы предположили, что так проявляется массивный пояс астероидов, окружающий RZ Psc: сталкиваясь и разрушаясь, тела создают вокруг звезды облако пыли. По другой версии, RZ Psc вовсе не так молода, как кажется, и на самом деле намного старше Солнца, она начала переход к стадии красного гиганта, расширяясь и превращая в обломки ближние планеты. В новой работе Пунци и ее коллег звезда предстает комбинацией этих гипотез.