Астрономы наблюдали уничтожающую планеты звезду — Naked Science
22.12.2017
Редакция Naked Science

Астрономы наблюдали уничтожающую планеты звезду

Звезда RZ Рыб то и дело затеняется плотным облаком пыли – похоже, что это остатки уничтоженной ею планеты или нескольких.

rzpiscium_430778fa-5e7c-4bad-b570-81b796b5596d-prv

Переменная звезда RZ Рыб (RZ Psc) находится в 550 световых годах и время от времени меняет яркость, резко и непредсказуемо. Ученые связывают эти колебания с плотными газопылевыми облаками – остатками уничтоженной звездой планеты, или даже нескольких. Об этом Кристина Пунци (Kristina Punzi) из Рочестерского технологического института и ее коллеги рассказывают в статье, опубликованной в The Astronomical Journal.

Звезда RZ Psc исключительно молода – всего 30-50 световых лет, – и то и дело мерцает, иногда становясь тусклее вдесятеро на несколько дней. Она излучает намного больше энергии в инфракрасном диапазоне – целых 8 процентов ее общей светимости приходится на ИК-волны – что говорит о наличии вокруг очень плотного и горячего газопылевого облака. Сколь бы ни была молода RZ Psc, но газопылевой диск времен ее формирования должен был исчезнуть за несколько миллионов лет. Откуда же взялось это вещество?

Астрономы предположили, что так проявляется массивный пояс астероидов, окружающий RZ Psc: сталкиваясь и разрушаясь, тела создают вокруг звезды облако пыли. По другой версии, RZ Psc вовсе не так молода, как кажется, и на самом деле намного старше Солнца, она начала переход к стадии красного гиганта, расширяясь и превращая в обломки ближние планеты. В новой работе Пунци и ее коллег звезда предстает комбинацией этих гипотез.

©NASA Goddard

Ученые исследовали RZ Psc с помощью европейского космического телескопа XMM-Newton, а также инструментов наземных обсерваторий Lick в Калифорнии и W.M.Keck на Гавайях. Рентгеновский XMM-Newton показал, что звезда ярко излучает в рентгене, примерно в 1000 раз ярче сегодняшнего Солнца, что указывает на молодой возраст.

Средняя температура поверхности составляет 5330 °С, немногим холоднее Солнца. Кроме того, в составе RZ Psc обнаружено необычно высокое содержание лития – он вовлекается в термоядерные реакции и понемногу исчезает, поэтому также служит индикатором молодости звезды.

Температура окружающего RZ Psc пылевого облака составляет 230 °С, так что ученые оценивают его радиус в 50 млн км – примерно в три раза меньше орбиты Земли и даже чуть меньше орбиты Меркурия. Астрономы считают его результатом катастрофы планетарных масштабов: звезда может активно перетягивать вещество с близкого субзвездного объекта или гигантской планеты; либо этот объект может быть уже окончательно разрушен ее гравитацией. Наконец, к тому же могло привести и столкновение, которое пережили крупные газовые планеты друг с другом.