Астрофизики прояснили природу загадочного «Объекта Ханни» — Naked Science

Астрофизики прояснили природу загадочного «Объекта Ханни»

Швейцарские ученые провели уникальные наблюдения таинственного дырявого облака размером с галактику – «Объект Ханни» действительно оказался эхом древнего квазара.

hannys0

В этом году загадке «Объекта Ханни» исполнилось ровно 10 лет: в 2007 г. нидерландская учительница Ханни ван Аркел, участвовавшая в волонтерском проекте Galaxy Zoo, заметила странное космическое облако. Оно растянулось практически до размеров Млечного Пути, а на снимках телескопа Hubble и других инструментов видно огромное центральное отверстие и подсвеченные мощным излучением газопылевые облака. Объект находится примерно в 650 млн световых лет от нас и всего в 100 тыс. световых лет от соседней галактики IC 2497.

Предполагается, что это может быть «эхо» мощного квазара, активного ядра галактики, которое по неизвестной причине сильно вспыхнуло – по расчетам – около 100 тыс. лет назад. Возможно, там находится сверхмассивная черная дыра, которая активно питается и испускает мощные джеты. Возможно, ее просто скрывает плотное облако.

Лия Сартори (Lia Sartori) и ее коллеги из швейцарского Федерального института технологии (ETH Zurich) провели новые наблюдения «Объекта Ханни» с помощью космического телескопа NuSTAR. Это сравнительно небольшой аппарат, работающий с фотонами жесткого рентгеновского диапазона, и он позволил увидеть загадочное облако «на просвет», регистрируя рентгеновские фотоны галактики IC 2497, пробивающиеся сквозь него.

©NASA/CXC/ETH Zurich/STScI/L. Sartori et al., 2016

В статье, представленной в онлайн-библиотеке препринтов arXiv.org, Сартори с соавторами сообщает, что в центре «Объекта Ханни» действительно находится квазар, экранированный облаком пыли. Он чуть менее активен, чем предполагалось, и яркость его составляет от 50 млрд до 100 млрд солнц. За последние 100 тыс. лет – с того события, эхо которого видно сегодня в виде «Объекта Ханни», – эта величина упала раз в 50.

По словам главы «Роскосмоса» Дмитрия Рогозина, перспективный российский ядерный буксир «Зевс» займется поиском признаков внеземной жизни. Среди других задач — полеты к естественному спутнику Земли.