12.08.2016

Астрономы изучили прошлое «Объекта Ханни»

Загадочный «Объект Ханни» возле далекой галактики IC 2497 стал одним из «астрохитов» 2007 года, и лишь сегодня ученые раскрывают его природу и предысторию.

ic2497

В центре спиральной галактики IC 2497 расположена сверхмассивная черная дыра, которая поглощает окружающую материю с такой силой и скоростью, что сияет ярче всех звезд своей галактики. А сбоку и чуть в отдалении от IC 2497 тускло мерцает странный разреженный объект. Облако, само вытянувшееся до размеров небольшой галактики с обширной «дырой» в центре, на снимках окрашивают зеленым – цветом, традиционно указывающим на спектральные линии кислорода.

Впервые на него обратила внимание учительница Ханни ван Аркел, волонтер проекта Galaxy Zoo, и поначалу он казался загадкой даже для астрономов. Однако расчеты и дополнительные наблюдения на разных длинах волн (к работе привлекли даже космический телескоп Hubble) быстро раскрыли многие из секретов «Объекта Ханни».

Предполагается, что это могут быть останки небольшой галактики, либо поток вещества, «вырванный» из IC 2497 пролетавшей мимо галактикой. Отдельные его области ионизированы мощным излучением, источник которого сейчас неизвестен. Считается, что это может быть либо погасший квазар самой мертвой галактики, либо соседний квазар IC 2497, который время от времени способен испускать высокоэнергетические релятивистские джеты.

©NASA/CXC/ETH Zurich/STScI/L. Sartori et al.

Так или иначе, но сегодня такие космические объекты большой тайны не представляют: их называют «ионизационным эхом квазара». Однако они остаются исключительно редкими, так что «Объект Ханни» продолжает быть в центре внимания многих работ. Об одной из них швейцарские и американские астрономы сообщили в журнале Monthly Notices of the Royal Astronomical Society.

На иллюстрации выше показано одно из композитных изображений галактики IC 2497 и «Объекта Ханни», представленных авторами. Данные, полученные телескопом Chandra в рентгеновском диапазоне, показаны сиренево-фиолетовым, остальные цвета соответствуют наблюдениям телескопа Hubble в видимых и ближних ИК-лучах.

Эти данные позволили астрономам показать, что хотя сверхмассивная черная дыра в центре IC 2497 уже не отличается яркостью самых мощных квазаров, она до сих пор испускает значительные количества энергии. Ослаблением квазара можно объяснить поначалу загадочную природу «Объекта Ханни»: некогда ярко вспыхнув, он почти затих и стал незаметен, тогда как его ионизационное эхо «звучит» до сих пор.

Возможную причину угасания квазара авторы нашли на снимках космического телескопа Chandra: довольно обширный пузырь разреженного и холодного газа, оказавшийся в центре галактики IC 2497. Ученые предполагают, что мощный выброс релятивистского джета, испущенный квазаром, когда-то «вытолкал» далеко наружу плотные скопления газа и пыли, ослабив поступление вещества в черную дыру. Оказавшись на «голодном пайке», она уже не может испускать столь мощное излучение, как пару сотен тысяч лет назад, хотя и остается весьма грозной.

По словам ученых, такие переходы известны для черных дыр звездной массы (порядка десятков масс Солнца), у которых они могут проходить за считанные недели. Сверхмассивная черная дыра в центре IC 2497 намного крупнее, и, видимо, на то, чтобы несколько успокоиться, у нее ушли сотни тысяч лет.