Антропогенные выбросы углерода оказались в сто раз больше вулканических — Naked Science
02.10.2019

Антропогенные выбросы углерода оказались в сто раз больше вулканических

Масштабная работа по описанию углеродного цикла Земли показала, что совокупные выбросы углекислого газа всеми вулканами планеты ничтожны в сравнении с выбросами человеческой цивилизации.

co20

Около десяти лет продолжалась работа команды из 504 ученых почти 40 стран мира, объединившихся в коллаборацию Deep Carbon Observatory (DCO). Теперь они представили целую серию статей, которые публикуются в журнале Elements.

В них приводятся новые уточненные данные об углеродном цикле нашей планеты: о накоплении, выбросах и новом связывании углерода, которые происходят в ходе естественных и антропогенных процессов. Так, ученые подсчитали, что лишь 43,5 тыс. гигатонн – 0,2 процента – глобальных запасов углерода накоплены над поверхностью Земли, в ее биосфере, океанах и атмосфере. Остальные 1,85 млрд гигатонн сохраняется в коре, мантии и ядре планеты.

Проведя анализ изотопов углерода, сохранившихся в образцах пород, которые сформировались в разное время в прошлом, авторам удалось проследить глобальные потоки углерода между сушей, морем и воздухом на протяжении последних 500 млн лет. Работа показала, что эта тройная система «автоматически» регулирует содержание в атмосфере углекислого газа и способна восстанавливать баланс, в геологических масштабах, весьма быстро, за сотни или тысячи лет.

Исключениями из этого правила выступают лишь катастрофические события, резко менявшие баланс углерода – колоссальные извержения или падение крупного метеорита. Они вели к массовым вымираниям, изменениям состава атмосферы и воды, и требовали большего времени для восстановления углеродного цикла. Так, ученые подсчитали, что удар, который, как считается, поставил точку в эпохе динозавров, запустив Мел-палеогеновое вымирание, выбросил в воздух сразу от 425 до 1400 гигатонн углекислого газа.

Однако самыми впечатляющими из этих цифр оказались показатели антропогенных выбросов, которые, вопреки распространенному мифу, на порядки превышают выбросы активных вулканов. За 2018 год из-за человеческой деятельности в атмосферу поступили рекордные 37 гигатонн углекислого газа. Получается, что за 10-15 лет таких выбросов их объемы сравнятся с эффектом астероида, погубившего динозавров. При этом выбросы от вулканической активности колеблются на уровне 0,3-0,4 гигатонн в год.

«”Климатические скептики” часто указывают на вулканы как на возможный главный источник выбросов углекислого газа, но это просто не так», – говорит одна из участников коллаборации DCO, профессор кембриджского Куинс-колледжа Мария Эдмондс (Marie Edmonds). «Они говорят, что Земля всегда сама востанавливает баланс, – продолжает ее коллега из Университета штата Арканзас Селина Суарес (Celina Suarez). – Это так, она восстановит баланс, но не на тех масштабах времени, которые имеют значение для человека».