Вокруг двойной звезды обнаружены странные протопланетные диски

Астрономы обнаружили в окружении двойной звезды HK Tauri протопланетные диски, чьи плоскости сильно смещены относительно друг друга. Об этом говорится в статье, опубликованной в журнале Nature.

31 июл 2014 Олег Овечкин Комментариев: 0

Вокруг двойной звезды обнаружены странные протопланетные диски

Протопланетный газовый диск, окружающий молодую звезду – это начальная ступень в эволюции любой планетной системы. Со временем под воздействием гравитации материя в одной или нескольких точках диска скапливается в крупные сгустски, а в финале этого процесса, занимающего миллиарды лет, образуются планеты.

Обычно плоскости дисков в системах с двумя звездами изначально выравниваются относительно друг друга. Однако встречаются и аномалии.

Судя по снимку, сделанному радиотелескопом ALMA в Чили, двойная система HK Tauri в Созвездии Быка, находящаяся от нас в 450 световых годах, является носителем как раз одной из таких аномалий. Два протопланетных диска, зафиксированных на фотографии в инфракрасном диапазоне, смещены в своих плоскостях относительно друг друга на целых 60 градусов.

Вокруг двойной звезды обнаружены странные протопланетные диски

Составное изображение HK Tauri по данным Hubble и ALMA / ©B. Saxton (NRAO/AUI/NSF); K. Stapelfeldt et al. (NASA/ESA Hubble)

Ранее уже проводились наблюдения подобных систем со смещенными протопланетными дисками, однако ученые отмечают, что телескоп ALMA дал куда более ясный результат. К тому же, данная фотография является наиболее четким изображением протопланетных дисков в системе с двумя звездами.

По словам астрономов, проведенное исследование поможет углубиться в понимание орбитальных аномалий планет, однако снимка ALMA недостаточно для ответа на все вопросы в этой области: специфические орбиты и углы наклона планет встречаются далеко не только в системах с несколькими звездами.

Вокруг двойной звезды обнаружены странные протопланетные диски