17.10.2017
Редакция Naked Science
1 119

Аллигаторов застали за поеданием акул

Американские зоологи документировали противостояние двух опасных хищников – акул и аллигаторов, охотящихся друг на друга.

gator-shark

Американские аллигаторы Alligator mississippiensis достигают четырех и более метров в длину и обитают в пресноводных водоемах на юго-востоке США. Они исключительно сильны, многочисленны и неразборчивы в пище, питаясь рыбой и птицами, черепахами, млекопитающими и моллюсками.

Недавнее исследование биологов из Университета штата Канзас Джеймса Нифонга (James Nifong) и Рассела Лоуэрса (Russell Lowers) показало, что миссисипские аллигаторы то и дело нападают даже на акул. В статье, опубликованной журналом Southeastern Naturalist, ученые рассказывают о необычном и не слишком приятном эксперименте, в ходе которого поймали около 500 живых аллигаторов, живших на побережье Атлантики, и получили образцы содержимого их желудков.

Помимо вполне ожидавшихся останков рыб и мелких млекопитающих, авторы определили в нем скатов (прежде не считавшихся пищей для крокодилов) и как минимум четыре вида акул. Стоит заметить, что те и другие являются довольно близкими родственниками, составляя подкласс пластиножаберных хрящевых рыб.

Вообще, американские аллигаторы – животные пресноводные, а акулы – морские, однако рыбы вполне способны подниматься по устьям рек на определенное расстояние, встречаясь там с зубастыми рептилиями. На некоторое время выходить в море могут и сами аллигаторы, особенно когда сильные дожди делают воду ниже устья менее соленой.

Это подтвердил и проведенный канзасскими биологами полевой эксперимент: разместив на аллигаторах GPS-маячки, они зафиксировали постоянные переходы животных между пресными руслами и эстуариями, полными почти «по-морскому» соленой воды. Именно здесь местные акулы предпочитают выводить потомство, и здесь встречи двух жестоких хищников могут происходить достаточно часто.

Счет между аллигаторами и акулами сравнялся: показано, что и те, и другие способны охотиться и поедать противника. Все определяют популяционная динамика и случай: «Если небольшая акула наткнется на аллигатора и аллигатор почувствует, что сможет ее одолеть, то он нападет, – говорит Джеймс Нифонг. – Однако мы читали и некоторые старые свидетельства об акулах, поедающих не слишком крупных аллигаторов».

Ученые ссылаются на ряд исторических свидетельств и наблюдений – в частности, на заметку «Битва аллигаторов с акулами», которая была опубликована во Флориде в 1877 г. Тогда наводнение принесло огромные массы рыбы, и около 500 рептилий накинулись на нее. Кровь привлекла акул: как только ветер сменился и аллигаторы оказались в более соленой воде, те сразу бросились в атаку.