Восстановление возрастной потери памяти может стать реальным — Naked Science

Восстановление возрастной потери памяти может стать реальным

В результате экспериментов, проведенных учеными из Колумбийского университета в Нью-Йорке, выяснилось, что за возрастную потерю памяти могут отвечать низкие уровни белка.   Не секрет, что с возрастом, – уже после 30 лет, память начинает «подводить» человека. Ученые давно пытались выяснить причину, по которой память с возрастом ухудшается. Они хотeли понять, является ли это следствием необратимых неврологических...

Fotolia_663404_M

Не секрет, что с возрастом, – уже после 30 лет, память начинает «подводить» человека. Ученые давно пытались выяснить причину, по которой память с возрастом ухудшается. Они хотeли понять, является ли это следствием необратимых неврологических процессов или начальной стадией болезни Альцгеймера?

Их предыдущие исследования показали, что возрастная потеря памяти и болезнь Альцгеймера зависят от процессов, проходящих в различных нейронных цепях в гиппокампе, где формируются и организуются воспоминания. Ученым хорошо известны отличительные признаки болезни Альцгеймера: накапливающиеся в тканях мозга нейрофибриллярные клубки и бляшки, которые в результате атрофируются.

А вот о потере памяти во время нормального старения они не знали почти ничего, за исключением того, что клетки головного мозга начинают работать со сбоями. И, наконец, ученые из Колумбийского университета в Нью-Йорке провели эксперимент. Они рассмотрели ткани мозга восьми умерших людей в возрасте от 33 до 86 лет с целью найти различия в экспрессии генов у пожилых и молодых людей. Возрастные изменения отслеживались также в мозгах мышей.

В процессе эксперимента, один ген – и у человека и у мышей, сократил свою активность с возрастом примерно на 50%. Ген кодирует белок, называемый RbAp48, который в свою очередь регулирует экспрессию гена в отделе гиппокампа – зубчатая извилина. Она и вовлечена в процесс возрастной потери памяти. Что касается изменений, связанных с болезнью Альцгеймера, то они не относились к экспрессии гена.

Затем ученые проверили, может ли в действительности спад активности RbAp48 отрицательно влиять на память. Для этого они подавили выработку RbAp48 у молодых мышей, в результате чего, те стали с трудом распознавать предметы, напоминая старых мышей и людей. Тогда команда ученых решила увеличить уровень активности RbAp48 у старых мышей. Их функции памяти полностью восстановились.

Итак, эксперименты показали, что за возрастную потерю памяти могут отвечать низкие уровни белка. Результаты исследования были опубликованы в журнале Science Translational Medicine.

Ведущий автор исследования, невропатолог из Колумбийского университета Скотт Смолл прокомментировал исследование:

– Исследование показывает, что молекулярный дефицит, который мы наблюдаем у пожилых людей, действительно, способствует возрастной потере памяти. Мы не совсем уверены, какую именно роль играет RbAp48 в памяти, но, возможно, он является ключом к успешному функционированию синапсов — мостов между нервными клетками, которые передают химические и электрические сигналы. Почему уровень этого белка снижается с возрастом, все еще остается загадкой.

Новые исследования оставляют надежду, что восстановление потерянной памяти не за горами.