Освоение математики сравнили с психотравмой — Naked Science
7 минут
Редакция

Освоение математики сравнили с психотравмой

Психологи из Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе и Университета Алабамы пришли к выводу, что мотивированное забывание информации в рамках курса математики студентами колледжа связано с самооценкой их математических способностей.

untitled-1
©Wikipedia

Мотивированное забывание заключается в преднамеренном или неосознаваемом исключении болезненных событий из субъективного опыта. Предполагается, что механизм выполняет адаптивную функцию и защищает эго от воспоминаний, угрожающих его целостности, например о смерти или войне. В то же время в ситуации моральной оценки человек может забывать факты, которые способны нарушить его статус, в корыстных целях (для оправдания аморальных поступков). Таким образом, мотивированное забывание тесно связано с самооценкой. Наиболее примечательным и слабо изученным остается то, как происходит забывание при восприятии сложной информации. В качестве примера нередко приводится математика — ее освоение ассоциируется с низкой успеваемостью и высокой тревожностью учащихся. В частности, «математический страх» особенно выражен у студентов из стран с сильной математической школой — Чехии и Сингапура.

 

Чтобы проверить гипотезу о том, что «математическая тревожность» способствует мотивированному забыванию предмета и вместе с тем основана на высокой самооценке, американские ученые провели эксперимент со 117 студентами Калифорнийского университета (68 респондентов бросили занятия до окончания исследования). Участники посещали расширенный курс многомерных исчислений в рамках подготовки к обучению научным, техническим, инженерным и математическим (STEM) специальностям. На первом этапе студенты проходили социодемографический опрос и заполняли анкету самооценки математических способностей. В течение 10 недель авторы также присылали добровольцам текстовые сообщения с просьбой оценить актуальный уровень стресса, связанный с курсом, по четырехбалльной шкале. На 11-й неделе студенты сдавали экзамен.

 

Связь скорости забывания, стресса и самооценки математических способностей (слева) и избегания воспоминаний, стресса и самооценки (справа) / ©Gerardo Ramirez et al., The Journal of Educational Psychology, 2017

 

Итоговый экзамен состоял из 35 вопросов разного формата. Так, учащиеся должны были выбрать верный вариант при решении математических задач и оценить истинность утверждений о качестве курса. Спустя две недели процедура повторялась дистанционно, однако на этот раз экзамен состоял из 16 вопросов, предполагающих только множественный выбор или оценку истинности. Повторная проверка позволяла уточнить результаты путем сравнения с показателями первого экзамена, который предусматривал помощь со стороны преподавателя. Анализ полученных данных показал, что уровень стресса студентов варьировался в зависимости от этапа обучения, возрастая незадолго до экзаменов. При этом самооценка математических способностей в выборке превысила среднее значение, а производительность снизилась ко второму тесту на 21 процентный пункт.

 

Примечательно, что стресс положительно коррелировал с восприятием своих способностей и увеличивал скорость забывания материала. Более скромная самооценка была незначительно связана с качеством освоения курса. Между тем лучше других с первым экзаменом справились студенты с высокими самооценкой и стрессом: по мнению авторов, забывчивость в их случае может проявляться более выражено, но однократно — по окончании занятия. Такие добровольцы также оказались склонны реже вспоминать о курсе между экзаменами, хотя подобное избегание не могло объяснить мотивированное забывание. Чтобы повысить качество освоения материала у студентов, соавтор работы Херардо Рамирез (Gerardo Ramirez) рекомендовал придерживаться ряда правил, например связывать его с реальными приложениями, воспринимать сложности обучения как вызов и меньше полагаться на смартфоны при запечатлении информации.

 

Подробности исследования представлены в The Journal of Educational Psychology.

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl + Enter.
9 часов назад
4 минуты
Денис Гордеев

Сообщение американского предпринимателя указывает на то, что один из его проектов прервет годичное молчание.

Позавчера, 10:31
28 минут
Илья Ведмеденко

Программа ПАК ДП (перспективный авиационный комплекс дальнего перехвата) привлекает к себе все больше внимания. Разберемся, что это такое и появится ли у России новый боевой самолет.

8 часов назад
4 минуты
Илья Ведмеденко

Корпорация Boeing получила контракт, предполагающий поставку Военно-воздушным силам первых восьми истребителей F-15EX. Одно из главных отличий нового самолета — возможность нести до 22 ракет класса «воздух — воздух» на внешних держателях.

Позавчера, 10:31
28 минут
Илья Ведмеденко

Программа ПАК ДП (перспективный авиационный комплекс дальнего перехвата) привлекает к себе все больше внимания. Разберемся, что это такое и появится ли у России новый боевой самолет.

10 июля
7 минут
Мария Кривоченко

Биологи выяснили, какое воздействие оказывают радиоволны на эмбрионы рыб. Оказалось, они существенно не влияют на уровень смертности, морфологию и реакцию на свет, но немного подавляют сенсомоторные функции. Как это скажется на взрослых особях, еще предстоит выяснить.

10 июля
5 минут
Сергей Васильев

Белок, выделенный из крови «тренированных» мышей, запускает такое же улучшение когнитивных функций и без всяких физических нагрузок.

6 июля
5 минут
Мария Азарова

Ученые, работающие с крупнейшим в мире радиотелескопом, сообщили об обнаружении эмиссии нейтрального водорода, исходящей от объектов за пределами нашей Галактики.

10 июля
7 минут
Мария Кривоченко

Биологи выяснили, какое воздействие оказывают радиоволны на эмбрионы рыб. Оказалось, они существенно не влияют на уровень смертности, морфологию и реакцию на свет, но немного подавляют сенсомоторные функции. Как это скажется на взрослых особях, еще предстоит выяснить.

1 июля
5 минут
Мария Кривоченко

Один из детекторов Большого адронного коллайдера обнаружил новую частицу, состоящую из четырех очарованных кварков. Физики полагают, что это первый представитель неописанного класса частиц.

[miniorange_social_login]

Комментарии

Написать комментарий

Подтвердить?
Лучшие материалы
Предстоящие мероприятия
Войти
Регистрируясь, вы соглашаетесь с правилами использования сайта и даете согласие на обработку персональных данных.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: