20.04.2017
Редакция Naked Science
822

Освоение математики сравнили с психотравмой

Психологи из Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе и Университета Алабамы пришли к выводу, что мотивированное забывание информации в рамках курса математики студентами колледжа связано с самооценкой их математических способностей.

untitled-1
©Wikipedia

Мотивированное забывание заключается в преднамеренном или неосознаваемом исключении болезненных событий из субъективного опыта. Предполагается, что механизм выполняет адаптивную функцию и защищает эго от воспоминаний, угрожающих его целостности, например о смерти или войне. В то же время в ситуации моральной оценки человек может забывать факты, которые способны нарушить его статус, в корыстных целях (для оправдания аморальных поступков). Таким образом, мотивированное забывание тесно связано с самооценкой. Наиболее примечательным и слабо изученным остается то, как происходит забывание при восприятии сложной информации. В качестве примера нередко приводится математика — ее освоение ассоциируется с низкой успеваемостью и высокой тревожностью учащихся. В частности, «математический страх» особенно выражен у студентов из стран с сильной математической школой — Чехии и Сингапура.

 

Чтобы проверить гипотезу о том, что «математическая тревожность» способствует мотивированному забыванию предмета и вместе с тем основана на высокой самооценке, американские ученые провели эксперимент со 117 студентами Калифорнийского университета (68 респондентов бросили занятия до окончания исследования). Участники посещали расширенный курс многомерных исчислений в рамках подготовки к обучению научным, техническим, инженерным и математическим (STEM) специальностям. На первом этапе студенты проходили социодемографический опрос и заполняли анкету самооценки математических способностей. В течение 10 недель авторы также присылали добровольцам текстовые сообщения с просьбой оценить актуальный уровень стресса, связанный с курсом, по четырехбалльной шкале. На 11-й неделе студенты сдавали экзамен.

 

Связь скорости забывания, стресса и самооценки математических способностей (слева) и избегания воспоминаний, стресса и самооценки (справа) / ©Gerardo Ramirez et al., The Journal of Educational Psychology, 2017

 

Итоговый экзамен состоял из 35 вопросов разного формата. Так, учащиеся должны были выбрать верный вариант при решении математических задач и оценить истинность утверждений о качестве курса. Спустя две недели процедура повторялась дистанционно, однако на этот раз экзамен состоял из 16 вопросов, предполагающих только множественный выбор или оценку истинности. Повторная проверка позволяла уточнить результаты путем сравнения с показателями первого экзамена, который предусматривал помощь со стороны преподавателя. Анализ полученных данных показал, что уровень стресса студентов варьировался в зависимости от этапа обучения, возрастая незадолго до экзаменов. При этом самооценка математических способностей в выборке превысила среднее значение, а производительность снизилась ко второму тесту на 21 процентный пункт.

 

Примечательно, что стресс положительно коррелировал с восприятием своих способностей и увеличивал скорость забывания материала. Более скромная самооценка была незначительно связана с качеством освоения курса. Между тем лучше других с первым экзаменом справились студенты с высокими самооценкой и стрессом: по мнению авторов, забывчивость в их случае может проявляться более выражено, но однократно — по окончании занятия. Такие добровольцы также оказались склонны реже вспоминать о курсе между экзаменами, хотя подобное избегание не могло объяснить мотивированное забывание. Чтобы повысить качество освоения материала у студентов, соавтор работы Херардо Рамирез (Gerardo Ramirez) рекомендовал придерживаться ряда правил, например связывать его с реальными приложениями, воспринимать сложности обучения как вызов и меньше полагаться на смартфоны при запечатлении информации.

 

Подробности исследования представлены в The Journal of Educational Psychology.

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl + Enter.
Позавчера, 13:04
Сколтех

Коллектив ученых из Сколтеха — аспирант Егор Нужин, доцент Максим Панов и профессор Николай Бриллиантов — при помощи методов искусственного интеллекта объяснили таинственное поведение, характерное для ряда животных, — кружение.

Вчера, 16:05
Александр Березин

Океаны на нашей планете не могли возникнуть сразу после ее появления: здесь было слишком жарко. Однако попытки объяснить их «кометным завозом» не удались, изотопный состав нашей воды не такой, как в кометах. До самых недавних пор оставалось неясным, откуда же тогда она появилась, сделав возможной земную жизнь?

Вчера, 11:30
Алиса Гаджиева

Новое исследование не только определило годы жизни неолитической представительницы нашего вида, но и показало, как она выглядела.

Позавчера, 13:04
Сколтех

Коллектив ученых из Сколтеха — аспирант Егор Нужин, доцент Максим Панов и профессор Николай Бриллиантов — при помощи методов искусственного интеллекта объяснили таинственное поведение, характерное для ряда животных, — кружение.

23 января
Илья Ведмеденко

(16) Психея – одно из самых необычных небесных тел в Поясе астероидов. Она может дать людям не только понимание о происхождении планет, но и невероятные по своим объемам ресурсы. Правда, придется подождать: миссия по исследованию астероида находится лишь в самом начале долгого и сложного пути.

21 января
Илья Ведмеденко

Заслуженные штурмовики A-10 и Су-25, которым дали прозвища «Бородавочник » и «Грач» соответственно, много десятилетий стоят на службе в Соединенных Штатах и России. Страны избрали разные подходы к модернизации этих самолетов, и сегодня Naked Science постарается понять, какой из них больше соответствует требованиям XXI века.

12 января
Алиса Гаджиева

Дополнительное исследование вулканических пород формации Кибиш в Эфиопии изменило датировку найденных там костей Homo sapiens.

20 января
ТГУ

Ученые факультета физической культуры Томского государственного университета в рамках гранта, поддержанного РНФ, исследуют особенности механизма усвоения глюкозы при сахарном диабете второго типа. Для этого был организован масштабный четырехмесячный эксперимент на 240 мышах, подобного которому в мире еще никто не проводил. Животные с искусственно сформированным диабетом подвергались физической нагрузке. Установлено, что вечерние тренировки лучше снижали вес мышей мышей, а утренние – приводили к уменьшению уровня глюкозы. Предположительно, фактором, стимулирующим утилизацию глюкозы, выступил стресс. Ученые намерены проверить эту гипотезу.

21 января
Илья Ведмеденко

В конце 2021 года российским ВКС передали два новых Су-57. О поставке первого серийного истребителя пятого поколения сообщили в 2020-м.

[miniorange_social_login]

Комментарии

Написать комментарий

Подтвердить?
Подтвердить?
Не получилось опубликовать!

Вы попытались написать запрещенную фразу или вас забанили за частые нарушения.

Понятно
Жалоба отправлена

Мы обязательно проверим комментарий и
при необходимости примем меры.

Спасибо
Лучшие материалы
Войти
Регистрируясь, вы соглашаетесь с правилами использования сайта и даете согласие на обработку персональных данных.
Ваша заявка получена

Мы скоро изучим заявку и свяжемся с Вами по указанной почте в случае положительного исхода. Спасибо за интерес к проекту.

Понятно
Ваше сообщение получено

Мы скоро прочитаем его и свяжемся с Вами по указанной почте. Спасибо за интерес к проекту.

Понятно

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: