09.02.2021
1 788

Мнение окружающих оставляет «продолжительный» след в нашем мозге

4.3

Российские ученые провели эксперимент и выяснили, что мнение большинства способно изменить способ обработки информации нашим мозгом на относительно длительный промежуток времени.

Мнение окружающих оставляет продолжительный след в нашем мозге / ©Getty images

Работа опубликована в журнале Scientific Reports. Известно, что люди склонны ориентироваться на мнение большинства. Новаторские исследования, проведенные польским и американским психологом Соломоном Ашем еще в 1956 году, показали, что люди меняют свое мнение под влиянием социума, даже если подозревают, что это мнение ошибочно.

Ученые из Высшей школы экономики (Россия) выяснили, что соглашение с чужими воззрениями оставляет «след» в нашем мозге, причем на достаточно долгий срок. Исследователи провели эксперимент, в начале которого 20 участников оценивали степень своего доверия к незнакомым людям (их лица запечатлели на фотографиях).

Затем испытуемых информировали о коллективном мнении о лицах на фото участников из более крупной группы сверстников. Мнение о людях на снимках могло как совпадать с мнением участников из первой, малой группы, так и быть противоположным. Через полчаса участников из малой группы просили снова оценить степень своего доверия к незнакомцам. Примерно в половине случаев люди меняли мнение о лице на фото под влиянием точки зрения участников из большой группы.

Но главное — при помощи магнитоэнцефалографии (МЭГ), которая дает большее разрешение, чем традиционная фМРТ, ученые смогли увидеть «следы» прошлого несогласия с мнением большинства: когда участники увидели фото незнакомца во второй раз, через долю секунды их мозг дал сигнал, что их мнение о человеке не совпало с большинством. И этот сигнал, как показали ученые, остался в памяти надолго. За формирование такой реакции ответственна верхняя теменная кора головного мозга, отвечающая за восстановление воспоминаний.

В связи с этим исследователи пришли к выводу, что мнение других не только влияет на наше поведение, но и вызывает долгосрочные изменения в работе головного мозга, который, вероятно, не только быстро подстраивается под точку зрения окружающих, но и автоматически начинает воспринимать информацию соответствующе подавляющему большинству людей. Это позволяет избежать социальных конфликтов в будущем.