04.02.2015
Редакция Naked Science

Каждый таракан неповторим: у насекомых нашли индивидуальные черты «характера»

С точки зрения не философии и психологии, а этологии «личностью» можно назвать устойчивые во времени индивидуальные особенности поведения – степень агрессивности, социализации и тому подобные черты. Существование этих особенностей уже доказано для множества животных – а недавно и у тараканов.

sn-roachesH_0

Существование такого рода особенностей уже доказано для множества животных, от осьминогов до общественных паукообразных. «Целый ряд исследований показал наличие “личности” у беспозвоночных, – говорит Исаак Планас-Ситья (Isaac Planas-Sitj?), брюссельский этолог и один из авторов новой работы. – Однако американские тараканы с этой стороны прежде не изучались».

Чтобы исследовать «личности» тараканов Periplaneta americana, ученые отобрали 304 особи – самцов 4-месячного возраста, что позволило избавиться от половых и возрастных особенностей в поведении. На их спинках укрепили крошечные радиомаячки, которые позволяли отслеживать все перемещения насекомого. Затем их разделили на 19 групп по 16 особей – и приступили к экспериментам.

Трижды в неделю каждая группа помещалась в центр ярко освещенной, круглой пластиковой «арены», окруженной непреодолимой преградой – проволокой под напряжением. Красные светофильтры создавали на арене пару затемненных пятен, которые для этих тенелюбивых животных обычно особенно привлекательны, – однако каждое из них могло вместить не более 16 особей. В течение трех часов ученые наблюдали за тем, какое время каждый конкретный таракан будет проводить в таких «убежищах», и в каком именно.

Эти особенности поведения, действительно, оказались различными у разных тараканьих индивидуумов и сохранялись при многократном повторении эксперимента – их ученые и считают свидетельством существования тараканьей «личности». Одни насекомые демонстрировали почти человеческую «стыдливость», поскорей скрываясь в затемненном пятне и оставаясь там как можно дольше. Другие были храбрее, активнее осваивая пространство вокруг.

Впрочем, в итоге каждого эксперимента все тараканы демонстрировали общий для всех коллективизм – или конформизм. Спустя определенное время все члены группы толпились в одном из затемненных пятен.