2 июля
Мария Кривоченко

Исследователи нашли мозговой центр духовности

2.0

Команда собрала данные людей с повреждениями головного мозга и пациентов, перенесших удаление опухоли. Опросы и исследование мозга добровольцев помогли найти область, которая связана с духовностью и религиозностью человека.

Кадр из фильма «Дзен»

Исследование провела команда из Центра женского здоровья имени Бригама (Бостон, США). Ученые взяли данные 88 пациентов отделения нейрохирурги, которые недавно перенесли операцию по удалению опухоли головного мозга. Кроме того, респондентов попросили пройти опрос о духовном принятии себя до и после операции.

Во втором эксперименте участвовали более 100 пациентов с повреждениями, вызванными проникающими травмами головы. Им также предложили ответить на вопросы о религиозности. Подробности работы опубликованы в журнале Biological Psychiatry.

Результаты опроса первой группы показали, что из 88 пациентов 33 стали менее духовными, а вера 29, наоборот, укрепилась. 29 пациентов не изменили свое мировоззрение. С помощью этих данных и сетевого картирования поражений ученые проверили, как религиозность соотносится с разными областями мозга. Они обнаружили, что духовность связана с околоводопроводным серым веществом, которое участвует во многих функциях, включая формирование страха, модуляцию боли, альтруистическое поведение и безусловную любовь.

Результаты опроса второй группы подтвердили выводы. К тому же в литературе авторы работы обнаружили свидетельства того, что пациенты становились более религиозными после воздействия на эту область мозга.

Места поражения, связанные с другими неврологическими и психиатрическими симптомами, тоже пересекались с «центром» духовности. В частности, повреждения, вызывающие болезнь Паркинсона, оказались связаны с областью, отвечающей за низкую духовность. А поражения, вызывающие бред и синдром чужой руки, пересекались с областями, коррелирующими с повышением духовности и религиозности.

Авторы работы отметили, что данные, которые они использовали, не дают информацию о том, в какой среде воспитывали пациентов, хотя это тоже влияет на мировоззрение. Поэтому, чтобы подтвердить выводы, нужно провести больше подобных исследований. Кроме того, команда хотела бы проверить, можно ли использовать результаты работы в лечении больных.

На фермерском поле обнаружили древнюю виллу с комплексом хозяйственных построек и необычными украшениями полов.

Ученые Центра исследований молекулярных механизмов старения и возрастных заболеваний МФТИ в сотрудничестве с коллегами из Института биоорганической химии имени академиков М. М. Шемякина и Ю. А. Овчинникова РАН и Исследовательским центром города Юлиха провели экспериментальное исследование перспективного лекарственного средства от нейродегенерации.

Ученые обнаружили, что исчезновение мамонтов и других животных, которые паслись на открытом пространстве, вызвало обширные пожары, а вымирание мастодонтов и других травоядных леса — нет.

Ученые нашли доказательства эволюционных изменений европейцев за последние две-три тысячи лет. Они обнаружили три признака у жителей Европы, на которые действует постоянное давление естественного отбора.

Грузовое безэкипажное судно Yara Birkeland выполнило свой первый рейс. Начать использовать контейнеровоз для коммерческих целей хотят в следующем году.

Ученые выделили молекулу запаха, который пробуждает агрессию у женщин и подавляет ее у мужчин.