21.11.2019
София Жаботинская

Гиперреалистичные маски обманули людей

Искусственные лица оказались правдоподобнее настоящих.

Роб Дженкинс, один из авторов работы, с маской в руках
Роб Дженкинс, один из авторов работы, с маской в руках / © University of York

Ученые из Университета Йорка выяснили, насколько реалистичны гиперреалистичные маски для наблюдателя. Статья об этом опубликована в Cognitive Research: Principles and Implications.

Гиперреалистичные маски делаются из пластичных, гибких и мягких материалов, таких как силикон, и предназначены для точной имитации настоящих человеческих лиц. Они могут скрупулезно повторять мелкие особенности и дефекты кожи, правдоподобно имитируя морщины, веснушки, родинки и волоски.

Такие приспособления помогают преступникам скрываться или проворачивать эффектные аферы. С их помощью можно выдать себя за человека другого возраста, расы или пола, отправляя полицейские расследования по неверному пути. Недавно международная банда использовала гиперреалистичную маску, чтобы выдать одного из мошенников за французского министра. У них получилось «нагреть» руководителей нескольких предприятий на миллионы фунтов стерлингов.

В работе команды ученых из университетов Йорка и Киото исследователи попросили участников решить, на каких фотографиях из предъявляемых в паре настоящее лицо, а на каких — маска-реалистик. Добровольцы были как из Великобритании, так и из Японии, что позволяло оценить вероятность изменения результата в зависимости от расовых или культурных особенностей.

Примеры пар изображений, которые были использованы в эксперименте / © Sanders, Ueda, Yoshikawa, Jenkins, Cognitive Research: Principles and Implications, 2019

В 20% случаев участники эксперимента ошибались. При этом в случае работы с изображениями человека другой расы участники дольше решали, какое лицо настоящее, и чаще ошибались.

Ученые отмечают, что участники «имели фору» по сравнению с обычными людьми. Они знали, что на фото есть люди в масках, тогда как в повседневной жизни мы даже не думаем о том, что можем с подобным столкнуться. «Реальная частота ошибок, вероятно, будет намного выше, потому что многие люди могут даже не знать о существовании гиперреалистичных масок и вряд ли будут их искать. Нынешнее поколение масок действительно очень реалистично, и большинству людей придется постараться, чтобы отличить искусственное лицо от реального», — говорит один из авторов работы доктор Роб Дженкинс.

Такая реалистичность может стать новой угрозой для общества, так как она способна обмануть как компьютерные алгоритмы распознавания лиц, так и живых свидетелей. Если раньше маска скорее была для преступника способом скрыть свое лицо, то теперь он сможет с большей уверенностью выдать себя за другого, подставив невиновного. «Эти маски сегодня стоят около 1000 фунтов стерлингов каждая, и мы полагаем, что они будут чаще использоваться, поскольку достижения производства делают их все более доступными», — отмечает доктор Джет Сандерс.

Ранее ученые из университета Беркли создали библиотеку изображений, которые не смогут распознать нейросети, а их коллеги из Испании научили искусственный интеллект распознавать оружие на видео.

В составе твердых экзопланет доля железа может быть заметно выше, чем следует из состава их звезд. Это способно влиять на обитаемость экзопланет.

Американские ученые не обнаружили статистически значимой связи между розыгрышем денег среди людей, привитых от коронавируса, и темпами вакцинации.