Маленькие дети реагируют на неопределенность так же, как взрослые — Naked Science
Денис Гордеев

Маленькие дети реагируют на неопределенность так же, как взрослые

3.3

Наше «маленькое я» может быть более хитроумным, чем мы думаем.

Сознание детей
Сознание детей подчас сложнее, чем мы привыкли думать / Catherine Delahaye

Понимание того, что происходит в сознании детей, чрезвычайно важно для их образования и воспитания. Новое исследование, опубликованное в журнале Nature Human Behaviour, проливает свет на то, как дети преддошкольного возраста реагируют на чувство неопределенности.

Исследование, в котором участвовали 160 малышей в возрасте от 25 до 32 месяцев, показало, что дети могут справляться с неопределенностью различными способами. Эти способы, однако, соответствуют тем, которыми пользуются дети постарше и взрослые. Так происходит даже тогда, когда малыши не могут реально сформулировать, что творится у них в голове.

То, что дети преддошкольного возраста способны принимать разумные решения — например, обращаться за помощью ко взрослым, когда не понимают, что делать, — ученые знают уже давно. Гораздо меньше известно о том, как малыши принимают эти решения и насколько они осведомлены о своем непонимании. «Маленькие дети демонстрируют поведение, предполагающее, что они могут реагировать на неопределенные ситуации, — говорит специалист по психологическому развитию детей Симона Гетти. — Но основано ли это поведение на оценке фактических данных?»

Чтобы выяснить это, Гетти и ее коллеги провели серию экспериментов, в которых маленьким детям показывали пары животных или относительно простых объектов. При этом каждое изображение было почти полностью скрыто серым квадратом — так, что были видны лишь отдельные элементы по краям. Затем испытуемых просили найти конкретное животное или предмет.

Примеры пар изображений, показанных испытуемым / Ghetty, Leckey et al., Nature Human Behaviour, 2020

Отслеживая движения глаз и оценивая время принятия решений испытуемыми, исследователи получили более подробное представление о том, как дети преддошкольного возраста подходят к решению подобных ситуаций. Как и взрослым, малышам требуется больше времени, чтобы принять решение по более сложным заданиям.

Также при решении заданий, с которыми ни один испытуемый в итоге не справлялся, дети чаще переводили взгляд с одних вариантов на другие — по всей видимости, дольше размышляя над задачей. А когда два объекта были похожи друг на друга, то детям потребовалось больше времени, чтобы собрать свои «доказательства» в пользу правильного выбора, но меньше самих «доказательств» для принятия решения.

Как полагают ученые, наблюдаемое поведение подтверждает тот факт, что маленькие дети уже в таком возрасте (от 25 до 32 месяцев) начинают осознавать свое непонимание и неосведомленность в чем-либо. Их поведение при этом соответствует тому, которое наблюдается у более взрослых детей.

Принятие сложных решений может быть не единственным навыком, который появляется у детей раньше, чем предполагали ученые. «Наше «маленькое я» может быть более хитроумным, чем мы думаем», — подытоживают исследователи.

Ранее мы писали о том, что дети, рано начавшие пользоваться гаджетами, показали низкий уровень самоконтроля, а домашняя обстановка в детстве повлияла на риск развития депрессии в более позднем возрасте

Двумерный магнит, сконструированный учеными, может найти применение в вычислительной технике и электронике, а также новых инструментах для изучения квантовой механики.

Состоялись новые тесты перспективного гиперзвукового комплекса «Циркон». В качестве носителя выступил фрегат проекта 22350.