Дети не увидели обнаженную фигуру на картине Ван Гога

Исследование показало, что дети и взрослые пользуются разными стратегиями восприятия визуальной информации.

22 июн Наталья Пелезнева Комментариев: 0
7 615

Известно, что взрослые и дети воспринимают информацию по-разному. Особенности детского восприятия не всегда учитываются, и это ведет к проблемам в сфере образования. Внимание учеников может рассеиваться гораздо раньше, чем закончится урок. Учебники и программы занятий, созданные без учета этих особенностей, не увлекают и кажутся скучными. Поэтому изучение возрастных особенностей восприятия стало отдельной областью исследований.

 

Авторы новой работы, опубликованной в журнале PLoS ONE, исследовали, как дети и взрослые воспринимают визуальную информацию. Эксперимент провели в музее Ван Гога в Амстердаме. Участниками исследования стали 12 детей в возрасте 11–12 лет и 12 взрослых 20–29 лет. Никто из них раньше не был в музее Ван Гога и не учился в художественной школе.

 

Материалом для исследования стали пять картин художника, выставленных в одной комнате музея. Все полотна относятся к последнему этапу творчества Ван Гога — художник написал их в 1890 году, незадолго до своей гибели.

 

Чтобы узнать, как участники исследования воспринимают картины, ученые использовали трекеры направления взгляда. Такой трекер состоит из двух камер. Инфракрасная камера фиксирует движения глаза и реакцию зрачка, а камера с автоматической фокусировкой отслеживает, куда направлен взгляд. В первой фазе эксперимента участники около 30 секунд рассматривали полотно без дополнительных указаний, перед второй фазой им читали небольшое описание каждой картины. После каждой фазы опыта участники рассказывали о том, что особенно заинтересовало их в каждой картине. По итогам исследования ученые составили «тепловые карты» восприятия каждой картины взрослыми и детьми.

 

Ученые исследовали, как в зрительном восприятии картин сочетаются восходящая и нисходящая стратегии обработки информации. Выяснилось, что дети, рассматривая картину, фокусируются на ее ярких и заметных чертах. Так проявляется восходящая стратегия восприятия, при которой отдельные воспринимаемые детали постепенно объединяются в развитые сложные системы. Прослушав описание, дети начинали «выделять» менее заметные элементы картин.

 

У взрослых в обоих этапах теста превалировала нисходящая стратегия восприятия. В этом случае мозг задействует не только заметные визуальные стимулы, но и прочие источники информации — например, сюжет картины или имеющиеся знания о творчестве художника. Интересно, что большинство взрослых (10 из 12) заметили изображение обнаженной человеческой фигуры на картине «Корни деревьев», хотя в описании картины об этом не рассказывали. Из детей ее увидели только двое.

 

Тепловая карта полотна «Корни деревьев», PLoS ONE

 

Исследователи планируют провести похожие эксперименты с большим числом участников.

 

В 2013 году сотрудники музея Ван Гога в Амстердаме обнаружили ранее неизвестную картину художника. Полотно относится к позднему этапу творчества живописца.

7 615

Подпишись на нашу рассылку лучших статей и получи журнал бесплатно!

Комментарии

Plain text

  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Разрешённые HTML-теги: <a> <em> <strong> <cite> <blockquote> <code> <ul> <ol> <li> <dl> <dt> <dd> <br> <iframe> <embed> <br/>
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.

Comment text

  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Разрешённые HTML-теги: <a> <em> <strong> <cite> <blockquote> <code> <ul> <ol> <li> <dl> <dt> <dd> <br> <br/>

Быстрый вход

или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии
Вы сообщаете об ошибке в следующем тексте:
Нажмите Отправить ошибку