Дети не увидели обнаженную фигуру на картине Ван Гога

Исследование показало, что дети и взрослые пользуются разными стратегиями восприятия визуальной информации.

22 июн 2017 Наталья Пелезнева Комментариев: 0
10K
Выбор редакции

Известно, что взрослые и дети воспринимают информацию по-разному. Особенности детского восприятия не всегда учитываются, и это ведет к проблемам в сфере образования. Внимание учеников может рассеиваться гораздо раньше, чем закончится урок. Учебники и программы занятий, созданные без учета этих особенностей, не увлекают и кажутся скучными. Поэтому изучение возрастных особенностей восприятия стало отдельной областью исследований.

 

Авторы новой работы, опубликованной в журнале PLoS ONE, исследовали, как дети и взрослые воспринимают визуальную информацию. Эксперимент провели в музее Ван Гога в Амстердаме. Участниками исследования стали 12 детей в возрасте 11–12 лет и 12 взрослых 20–29 лет. Никто из них раньше не был в музее Ван Гога и не учился в художественной школе.

 

Материалом для исследования стали пять картин художника, выставленных в одной комнате музея. Все полотна относятся к последнему этапу творчества Ван Гога — художник написал их в 1890 году, незадолго до своей гибели.

 

Чтобы узнать, как участники исследования воспринимают картины, ученые использовали трекеры направления взгляда. Такой трекер состоит из двух камер. Инфракрасная камера фиксирует движения глаза и реакцию зрачка, а камера с автоматической фокусировкой отслеживает, куда направлен взгляд. В первой фазе эксперимента участники около 30 секунд рассматривали полотно без дополнительных указаний, перед второй фазой им читали небольшое описание каждой картины. После каждой фазы опыта участники рассказывали о том, что особенно заинтересовало их в каждой картине. По итогам исследования ученые составили «тепловые карты» восприятия каждой картины взрослыми и детьми.

 

Ученые исследовали, как в зрительном восприятии картин сочетаются восходящая и нисходящая стратегии обработки информации. Выяснилось, что дети, рассматривая картину, фокусируются на ее ярких и заметных чертах. Так проявляется восходящая стратегия восприятия, при которой отдельные воспринимаемые детали постепенно объединяются в развитые сложные системы. Прослушав описание, дети начинали «выделять» менее заметные элементы картин.

 

У взрослых в обоих этапах теста превалировала нисходящая стратегия восприятия. В этом случае мозг задействует не только заметные визуальные стимулы, но и прочие источники информации — например, сюжет картины или имеющиеся знания о творчестве художника. Интересно, что большинство взрослых (10 из 12) заметили изображение обнаженной человеческой фигуры на картине «Корни деревьев», хотя в описании картины об этом не рассказывали. Из детей ее увидели только двое.

 

Тепловая карта полотна «Корни деревьев», PLoS ONE

Тепловая карта полотна «Корни деревьев», PLoS ONE

 

Исследователи планируют провести похожие эксперименты с большим числом участников.

 

В 2013 году сотрудники музея Ван Гога в Амстердаме обнаружили ранее неизвестную картину художника. Полотно относится к позднему этапу творчества живописца.

Психология

Naked Science Facebook VK Twitter
10K
Комментарии

Быстрый вход

или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии
Вы сообщаете об ошибке в следующем тексте:
Нажмите Отправить ошибку