Уведомления
Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оценивать материалы, создавать записи и писать комментарии.
Авторизуясь, вы соглашаетесь с правилами пользования сайтом и даете согласие на обработку персональных данных.
Дети не увидели обнаженную фигуру на картине Ван Гога
Исследование показало, что дети и взрослые пользуются разными стратегиями восприятия визуальной информации.
Известно, что взрослые и дети воспринимают информацию по-разному. Особенности детского восприятия не всегда учитываются, и это ведет к проблемам в сфере образования. Внимание учеников может рассеиваться гораздо раньше, чем закончится урок. Учебники и программы занятий, созданные без учета этих особенностей, не увлекают и кажутся скучными. Поэтому изучение возрастных особенностей восприятия стало отдельной областью исследований.
Авторы новой работы, опубликованной в журнале PLoS ONE, исследовали, как дети и взрослые воспринимают визуальную информацию. Эксперимент провели в музее Ван Гога в Амстердаме. Участниками исследования стали 12 детей в возрасте 11–12 лет и 12 взрослых 20–29 лет. Никто из них раньше не был в музее Ван Гога и не учился в художественной школе.
Материалом для исследования стали пять картин художника, выставленных в одной комнате музея. Все полотна относятся к последнему этапу творчества Ван Гога — художник написал их в 1890 году, незадолго до своей гибели.
Чтобы узнать, как участники исследования воспринимают картины, ученые использовали трекеры направления взгляда. Такой трекер состоит из двух камер. Инфракрасная камера фиксирует движения глаза и реакцию зрачка, а камера с автоматической фокусировкой отслеживает, куда направлен взгляд. В первой фазе эксперимента участники около 30 секунд рассматривали полотно без дополнительных указаний, перед второй фазой им читали небольшое описание каждой картины. После каждой фазы опыта участники рассказывали о том, что особенно заинтересовало их в каждой картине. По итогам исследования ученые составили «тепловые карты» восприятия каждой картины взрослыми и детьми.
Ученые исследовали, как в зрительном восприятии картин сочетаются восходящая и нисходящая стратегии обработки информации. Выяснилось, что дети, рассматривая картину, фокусируются на ее ярких и заметных чертах. Так проявляется восходящая стратегия восприятия, при которой отдельные воспринимаемые детали постепенно объединяются в развитые сложные системы. Прослушав описание, дети начинали «выделять» менее заметные элементы картин.
У взрослых в обоих этапах теста превалировала нисходящая стратегия восприятия. В этом случае мозг задействует не только заметные визуальные стимулы, но и прочие источники информации — например, сюжет картины или имеющиеся знания о творчестве художника. Интересно, что большинство взрослых (10 из 12) заметили изображение обнаженной человеческой фигуры на картине «Корни деревьев», хотя в описании картины об этом не рассказывали. Из детей ее увидели только двое.
Исследователи планируют провести похожие эксперименты с большим числом участников.
В 2013 году сотрудники музея Ван Гога в Амстердаме обнаружили ранее неизвестную картину художника. Полотно относится к позднему этапу творчества живописца.
Раскопки мастерской, погребенной в Помпеях почти 2000 лет назад, помогли археологам больше узнать о римских строительных технологиях, а именно — определить методы изготовления римского бетона и раскрыть секрет его долговечности.
С 2010-х в «Роскосмосе» говорили: будущая РОС сможет пролетать над полюсом, что даст ей возможности для новых научных экспериментов. Но вскоре после того, как в ноябре 2025 года Россия временно лишилась возможности запускать людей в космос, эта позиция изменилась. В результате запускать космонавтов с космодромов нашей страны станет довольно сложно.
Коллектив исследователей из МФТИ и Института проблем передачи информации им. А. А. Харкевича (ИППИ РАН) разработал математическую модель, описывающую, как системы искусственного интеллекта влияют на собственное будущее, обучаясь на данных, которые сами же и породили. Ученые создали теоретический каркас, объясняющий природу «цифровых эхо-камер» и механизм, из-за которого умные алгоритмы со временем могут терять адекватность или усиливать социальные предрассудки.
С 2010-х в «Роскосмосе» говорили: будущая РОС сможет пролетать над полюсом, что даст ей возможности для новых научных экспериментов. Но вскоре после того, как в ноябре 2025 года Россия временно лишилась возможности запускать людей в космос, эта позиция изменилась. В результате запускать космонавтов с космодромов нашей страны станет довольно сложно.
Специфическая тревога из-за ненадежности цифровых образов реальности и иллюзии тотального контроля над действительностью получила название «аффект зомби». Заведующий кафедрой философии НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург Иван Микиртумов исследовал феномен в рамках проекта РНФ «Экзистенциальный опыт в цифровой среде».
Раскопки мастерской, погребенной в Помпеях почти 2000 лет назад, помогли археологам больше узнать о римских строительных технологиях, а именно — определить методы изготовления римского бетона и раскрыть секрет его долговечности.
С 2010-х в «Роскосмосе» говорили: будущая РОС сможет пролетать над полюсом, что даст ей возможности для новых научных экспериментов. Но вскоре после того, как в ноябре 2025 года Россия временно лишилась возможности запускать людей в космос, эта позиция изменилась. В результате запускать космонавтов с космодромов нашей страны станет довольно сложно.
Позавчера, 27 ноября 2025 года, при запуске космонавтов к МКС на стартовую площадку № 31 упала кабина обслуживания стартового комплекса. Это означает, что новые пуски оттуда до починки невозможны. К сожалению, в 2010-х годах, в рамках «оптимизации» расходов, резервную площадку (с которой летал Юрий Гагарин) упразднили. Поэтому случилось беспрецедентное: в XXI веке страна с пилотируемой космической программой осталась без средств запуска людей на орбиту. Пока ремонт не закончится, проблема сохранится. Чем это может грозить?
Японские биологи повторили античную технологию производства вина из изюма, чтобы выяснить механизм его брожения. Исследователи показали, что сушеный виноград, в отличие от свежего, накапливает на поверхности дикие дрожжи и способен превращать воду в алкоголь без внесения дополнительных заквасок.
Вы попытались написать запрещенную фразу или вас забанили за частые нарушения.
Понятно
Из-за нарушений правил сайта на ваш аккаунт были наложены ограничения. Если это ошибка, напишите нам.
Понятно
Наши фильтры обнаружили в ваших действиях признаки накрутки. Отдохните немного и вернитесь к нам позже.
Понятно
Мы скоро изучим заявку и свяжемся с Вами по указанной почте в случае положительного исхода. Спасибо за интерес к проекту.
Понятно

Последние комментарии