Какие профессии востребованы сегодня?
11 февраля
Александра Медведева
3 451

У ученых до сих пор нет единой теории происхождения шаровых молний

4.5

Несмотря на несколько тысяч надежных свидетельств существования шаровых молний и многочисленные гипотезы их формирования, ученые до сих пор не могут прийти к единой теории, объясняющей это явление. Основная сложность заключается в непредсказуемости появления шаровых молний, а главная загадка кроется в их продолжительной жизни.

Шаровая молния на гравюре XIX века

Заместитель директора Московского института электроники и математики имени А. Н. Тихонова ВШЭ Александр Костинский рассказал в интервью Naked Science о природе молний и истории их изучения, в том числе о неразгаданной до сих пор тайне шаровых молний. Существует множество надежных свидетельств этого явления, однако до сих пор нет единой теории, объясняющей появление и чрезвычайно долгую жизнь шаровой молнии.

По словам ученого, основная сложность исследования шаровых молний — непредсказуемость появления. Долгое время научное сообщество вообще отрицало их существование. Оставалось неясным, как можно наблюдать это явление и как к нему подготовиться. Однако частные свидетельства продолжали накапливаться.

«В 1970-1980-х собрали у нас тысячи свидетельств появления шаровых молний. В Штатах ученые тоже собирали. То есть сейчас надежных свидетельств несколько десятков тысяч существует, что шаровая молния есть. Это первое. Второе: большинство случаев ее наблюдения — после обычной молнии или как-то связано с нею. Она, конечно, не в клубок сворачивается. Но это, скорее всего, плазменное явление. Люди, которые попадали, контактировали с ней, получали ожоги — не такие, как от настоящей молнии, она-то почти всегда убивает, но примерно как от сильного электрического удара. Иногда даже этого не случалось. Я лично уверен, что шаровая и обычная молния каким-то образом связаны», — объяснил Костинский.

Одна из главных загадок шаровой молнии — очень долгая, по сравнению с обычными молниями, жизнь, иногда достигающая десятков секунд. Причем главный вопрос даже не в источнике энергии, а в том, как эта энергия попадает в шарик и поддерживает его существование.

Есть множество гипотез, но ни одна из них не способна описать это явление в полной мере. Электрические гипотезы не объясняют, как происходит подвод энергии к висящему в воздухе шару, а химические не согласуются с тем, что травмы людей, столкнувшихся с шаровой молнией, напоминают поражение током. Некоторые исследователи придерживаются мнения, что шаровая молния — это несколько отдельных явлений, возникающих при различных обстоятельствах.